Как мы уже сообщали в газете, 7-8 августа в нашем районе пройдет международный семинар пчеловодов. В связи с этим «ТИ» решили обратиться к истории и попросили директора историко-краеведческого музея им. Ф. Ф. Ушакова Н.Н. Зараева рассказать о древнейшем промысле на территории Мордовии – бортничестве, предвестнике современного пчеловодства.
- По преданиям, мордва выбирала место для поселения в зависимости от того, пригодно ли оно для занятий пчеловодством. Даже существовал негласный закон, согласно которому парень не имел права жениться, пока не научится делать борти. В древние времена бортью называли старое дерево, в дупле которого жили дикие пчелы. На таком найденном дереве ставили знак собственника. Позднее люди научились делать искусственные борти в стволах сосны, дуба, лиственницы или вяза. Дупло выдалбливалось на большой высоте, а добраться до него можно было по специально вырубленным углублениям для ног. После того, как в дупле укреплялось несколько поперечных лучинок, входное отверстие закрывалось деревянными брусками. В них, а иногда и в стволе дерева просверливалось несколько отверстий – входы в борть для пчел. Примерно с первой половины июля бортники начинали осматривать борти и подрезать мед. На зиму, чтобы пчелы не погибли от холода, колодки бортей закладывались особыми матами из веток или луба, под которые подкладывался слой сухой травы. Чтобы борти не разоряли медведи, ствол дерева снизу обертывали скользким лубом. Борти были разбросаны на большом расстоянии, и охранять их было довольно трудно. Поэтому бортники стали переходить на ульи-колоды, которые сначала размещали на деревьях, потом – на земле. В начале XX века стали вводиться рамчатые ульи.
Так в прошлом выглядело дерево с искусственным дуплом
Дольше всего бортное пчеловодство сохранялось вблизи лесных массивов. По свидетельству путешественника П.С. Палласа, мордва «обыкновенно имеет пчельники и охотно оных содержат, сколько им возможно и время к этому допущает… Живущие в лесной стране имеют множество ульев и во всю зиму оставляют пчел под легкой покрышкою».
Бортники выплачивали медовый оброк – десятую долю от дохода. Правительство постоянно проводило специальный учет бортников и их налогового обложения. Историки подчеркивали: «Чуть немножко мордвин побогаче, у него непременно есть несколько ульев пчел».
Бортничество охранялось законом. Правительство запрещало рубки бортных деревьев. В грамотах уездным властям разрешалось рубить лес на всякое государственное дело «в черных лесах», но «опричь бортных деревьев». За кражу бортей и уничтожение бортных знаков виновные подвергались суровым наказаниям, вплоть до смертной казни.
Пчеловодство нашло отражение в геральдике края. К концу XIX столетия в России насчитывалось более 700 городов и все они имели свои гербы, на которых геральдическими символами изображалось то, что было наиболее характерно для конкретного города. Уездный город Темников, входящий в состав Тамбовской губернии, также имел свой герб. На гербе города Темникова изображены «на лазуревом поле улей и над ним - три золотые пчелы. Земля зеленая».