Школа в Тарханах - национальная. Наряду с основными предметами изучаются мордовский и татарский языки. Особое внимание уделяется обычаям, традициям, культуре народа.
На уроки татарского языка, которые ведет Нюрия Хафизовна Мамлеева, дети спешат с радостью. В ее кабинете, большом и светлом, повсюду на стенах - портреты известных татарских писателей, множество плакатов-подсказок. А еще в помощь образованию много лет назад в школе создан музей.
А начиналось все с кружка. Учащиеся знакомились с обычаями своего народа, оформляли альбомы, делали стенды. Затем при помощи местных жителей была собрана большая коллекция из орудий труда, посуды, вышитых полотенец, самотканых скатертей. Гордостью музея является национальная одежда: необыкновенно красивые платья и жилетки.
Мордовскую экспозицию украшают национальные платья
Известно, что татары издавна любили различные украшения. Шитые золотом и бисером налобные цепочки, кольца, браслеты, накосники, серьги, ожерелья - красота женских украшений поражает воображение.
Собирая экспонаты, ученики знакомились с бытом, с трудом, с жизнью и историей своего народа. Нюрия Хафизовна считает, что, не изучая прошлое, нельзя знать сегодняшнее. Поэтому каждый экспонат музея интересен и полезен. Благодаря местным жителям и жителям окрестных деревень музей постоянно пополняется. Экспонаты часто используются как наглядный материал во время уроков родной литературы, при постановке татарских спектаклей.
Мордовский язык в нашей школе ведет Тамара Григорьевна Герасимова. Побывав в Польском Цибаеве на экскурсии и изучив экспонаты школьного музея, учитель и ученики решили создать музей в своей школе. Жители Тархан охотно откликнулись на инициативу и с радостью делились старинной домашней утварью, орудиями труда, одеждой. Два красивых панара (платья) - зеленый и фиолетовый - украшают экспозицию мордовской одежды. Своими руками преподаватель сделала пунят - украшение поверх платка и ожнат - маленькие красные бусы. Из своей родной деревни она привезла старинный кукшень (кувшин), сяканя (горшочек), счеты. Держа в руках эти постаревшие от времени предметы, думаешь об их истории, о том, для чего они были сделаны, когда, кем.
Оба музея в школе создавались руками детей и преподавателей. Это наша история, наше прошлое и настоящее. Мы должны бережно относиться к тем вещам, которые являются составляющим нашего народа, нашей культуры.