Несоблюдение прав человека во многом идет от незнания. Даже само словосочетание «права ребенка» воспринимается большинством как понятие абстрактное, не совсем понятное и абсолютно непрактичное. О правах человека ребенок должен узнавать в детстве, и лучше, если ему об этом расскажет знающий специалист, поэтому заседание «круглого стола» «Закон обо мне, мне о законе», проведённое 20 ноября в Темниковской СОШ №2, было необходимо для того, чтобы уже сейчас ребята понимали смысл словосочетания «права человека», уважали эти права и умели их отстаивать.
На встречу были приглашены гости из правоохранительных органов: начальник Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Темниковский» подполковник полиции Н. Н. Гулькин, судья Темниковского муниципального района И. А. Сюлин, заведующая Темниковским отделом социальной помощи семье и детям Н. П. Крючкова. В работе «круглого стола» также принимали участие представители администрации и учителя школы: З. И. Хозина, О. А. Антонюк и ученики 9-11 классов.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию по правам ребенка. Документ, состоящий из 54 статей и направленный на защиту интересов несовершеннолетних граждан, перевернул отношение к детям как субъекту права. Понятие «счастливое детство» обрело юридический статус: документ гарантировал права на образование, жизнь, здоровье, полноценное развитие, демократические права и свободы, запретил любую эксплуатацию и жестокое обращение. Сейчас Конвенцию одобрили 193 страны. Прошедший «круглый стол» показал, что сегодня защита прав детей также актуальна, как и 20 лет назад.
Вначале ребята и присутствующие познакомились с содержанием основных статей Международной конвенции. Гости и учителя рассказали, как защищаются права ребенка в нашем городе и школе, куда может обратиться ребенок в трудной ситуации. Потом были рассмотрены проблемные случаи, связанные с правами детей. В обсуждении этих вопросов принимали деятельное участие ученики школы.
И. А. Сюлин по возможности кратко охарактеризовал юридический климат современной России. По его мнению, в российском законодательстве на сегодняшний день существует определенный дисбаланс - существующие нормы нередко ведут к противопоставлению на практике прав семьи и родителей и прав детей. При этом нормы законодательства, защищающие семьи и права родителей, проработаны недостаточно, что во многих случаях не позволяет родителям эффективно отстаивать права и интересы своих детей. Но для того, чтобы отстаивать права детей, надо разбираться в них. А в нашем обществе царит очень низкая правовая культура. Каждый считает своим долгом критиковать неисполнение закона, не изучив его как следует. И уж тем более граждане не знают, как реализовывать свои права.
Но если законы противоречат друг другу, что вовсе не секрет, и даже юристы с трудом в них разбираются, что же делать простому обывателю, далёкому от юридических знаний? Складывается мнение: не разбираться в Российских законах нужно, а вместе с поправками и дополнениями сдать их в музей парадоксов.
Лейтмотивом выступления И. А. Сюлина стала мысль о том, что право каждого человека заключается в возможности делать все, что не наносит вреда другому. Вероятно, отсюда: права одного заканчиваются там, где начинаются права других.
Н. Н. Гулькин говорил со старшеклассниками о вреде наркотических препаратов и уголовной ответственности за их распространение и употребление, затронул тему вреда энергетических напитков. Бороться с человеком, который уже является наркоманом, достаточно тяжело. В то же время у нас есть шанс не допустить такого негативного развития событий, на раннем этапе предупредить детей, заставить их задуматься о том, какие последствия наркотики будут иметь в их жизни. К сожалению, финансового благосостояния семьи или родительской любви недостаточно, чтобы оградить ребенка от наркотиков. Следует помнить, что людям, пытающимся уберечь подрастающее поколение от наркозависимости, противостоит жестокий мир наркоторговли. Достаточно уделить немножко больше времени и внимания, чтобы объяснить, насколько пагубной может стать вредная привычка, отвести беду.
Но самым актуальным на сегодняшний день оказался вопрос, озвученный старшеклассниками Н. Масеевым, Д. Макеевым, о нашумевшем в прессе законе о введении обязательного получения водительских прав для управления скутером. Призывы Н. Н. Гулькина забыть до весны о мототехнике не помогли. Импульсивные высказывания мальчишек показали, насколько животрепещущей оказалась для них эта тема.
Известно, что легкая двухколесная техника могла бы помочь разгрузить дороги, но с введением «прав» на эту технику люди с автомобилей пересаживаться на нее не будут. И еще, просто удивляешься, как можно выезжать на дороги, не зная правил дорожного движения! А ведь в большинстве случаев дети их не знают. Поэтому нужен закон, который поможет сохранить жизни детей.
Водители скутеров являются полноценными участниками дорожного движения, а их транспортные средства способны разгоняться до максимально разрешенной скорости. При этом к уровню теоретической и практической подготовки таких водителей сегодня не предъявляется никаких требований: купил, сел, поехал.
Конечно, вопросам уличной безопасности в школах отводится недостаточно внимания, тем не менее, мы делаем, что можем. На уроках ОБЖ преподаются основы безопасности дорожного движения, на классных часах и факультативно обсуждаются эти вопросы, ежегодно дети выезжают на соревнования «Безопасное колесо». И всё равно этого мало. Статистика говорит о печальных случаях травматизма и гибели детей на дорогах.
Учащиеся нашей школы активно участвуют в научно-исследовательской работе, они представили результаты ученического научного проекта. По данным мониторинга, за 2012 год в нашей стране с гражданами в возрасте до 18 лет произошло 20879 аварий (рост на 3,1%). В итоге 940 детей и подростков погибли, 22016 получили ранения (рост на 3,6%). В современной России сегодня - 660 тысяч детей-сирот (для сравнения после ВОВ во всем Советском Союзе их насчитывалось 620 тысяч). По сравнению с 2000 годом количество детей, ставших жертвами преступлений, возросло в полтора раза. Количество преступлений на сексуальной почве возросло почти в 31 раз, изготовление детской порнографии – в 10 раз, в 12 раз больше детей стали вовлекать в проституцию. По данным правоохранительных органов, ежегодно подростками или при их соучастии в России совершается каждое девятое преступление - более 150 тысяч, причем около 40 процентов из них относятся к категории тяжких или особо тяжких. За решеткой в России нынче находится примерно 23 тысячи несовершеннолетних. Поэтому, несомненно, защита прав детей является объективной целью социальной политики государства, но сегодня эта цель, к сожалению, пока не достигнута, ведь из 30 млн. бедных в нашей стране 9 млн. – дети. Это наиболее уязвимая часть нашего общества, которая нуждается в поддержке. И такая поддержка оказывается. Эта мысль прозвучала в выступлении Н. П. Крючковой, которая в ходе «круглого стола» ответила на вопрос Е. Баженовой о социальной помощи, оказываемой детям города и района. И вообще, вопросы задавались самые разные. Так, К. Новицкая подняла тему политкорректности выступлений в социальных сетях. Т. Шулигину интересовало отслеживание соответствующими органами переписки граждан в Интернет-сообществах.
Данные общественных наук неопровержимо свидетельствуют, что наиболее безопасной средой для жизни и развития ребенка, в подавляющем большинстве случаев, является его родная семья. Именно в семье наиболее надежно обеспечивается защита ребенка от физических и нравственных опасностей, а также от криминального насилия любого рода. Опыт поколений, российские культурные и правовые традиции подтверждают, что родители, когда они вооружены необходимыми для этого правами и возможностями, являются основными и наилучшими защитниками подлинных интересов ребенка.
Завершая встречу, директор школы З. Д. Хозина отметила, что в основе деятельности педагогического коллектива приоритетом является забота о сохранении и укреплении здоровья учеников. Она предложила сделать подобные встречи с учениками более частыми и, возможно, в неофициальной, приватной обстановке, где дети смогут задавать самые разные вопросы.
Язык права отнюдь не прост. Мы благодарны тем, кто приходит в школу с желанием помочь нам воспитать здоровое поколение, благодарны тем ораторам, которые понимают: сберечь детей - наша общая задача, будущее которых во многом зависит от всех нас. Именно это продемонстрировали нам работники правоохранительных органов.