Когда на территории Мордовии режим чрезвычайной ситуации был снят, жители района вздохнули с облегчением: «Огонь побежден! Пожаров больше не будет!» Однако успокаиваться было рано. В этом мы убедились, побывав 23 августа на месте потушенного природного пожара в лесах Харинского и Барашевского лесничеств, арендованных у Темниковского территориального ласничества Санаксарским Рождество-Богородичным монастырем (наместник – архимандрит Варнава). В поездке сотрудника редакции И. Обухову сопровождал и. о. лесничего монастыря Д.Е. Алимкин.
По дороге в лесничество я слушала воспоминания Дмитрия Ефимовича, посвятившего лесному хозяйству 30 лет жизни, и думала, насколько важно в крайне сложной ситуации рассчитывать на помощь опытного специалиста. Бывший лесничий Шалинского лесничества Д. Е. Алимкин вспоминал лесные пожары 1972 года. В то жаркое лето не было проблем с людьми и техникой: все ресурсы предприятий, организаций, колхозов были направлены на борьбу с огнем. В район даже присылали 10 танков из Куйбышевского военного училища для прокладки противопожарных полос. В этом году, когда огонь обрушился со всей мощью на харинские леса, братии монастыря пришлось рассчитывать в основном на свои силы и помощь добровольцев из Алексеевки. При этом здесь было все в полной готовности: пожарная машина, 5 тракторов, 2 цистерны с водой, 2 лесных плуга ПЛ-1, 15 ранцевых опрыскивателей и штат специалистов. Д.Е. Алимкин поясняет: «Передо мной, как руководителем по тушению пожара, стояла задача предотвратить угрозу Семеновке, Алексеевке, Л. Ардашеву, скиту Санаксарского монастыря, магистральному газопроводу».
Ранцевые опрыскиватели - настоящее спасение
В монастырском скиту, где на берегу большого пруда построена церковь, ничто не напоминало о том, что две недели назад огонь, наступающий широким фронтом, удалось остановить всего за 600 метров до этого красивейшего уголка. В дни пожаров пруд с водным зеркалом в 18 гектаров был незаменимым источником потребления воды и естественной преградой огню.
В те страшные дни, когда огонь разбушевался, лес превратился в место битвы. Каждый мог сказать: «Я готов к бою!» Люди забывали, кем были вчера, священниками или специалистами сельадминистрации, и превращались в огнеборцев. По разработанной тактике впереди шли лесорубы с бензопилами, затем – рабочие, растаскивающие бревна, трактора с плугами, цистернами, люди с лопатами и опрыскивателями. Насколько грамотно действовали огнеборцы, было видно и спустя две недели: по одну сторону минерализованной полосы – выжженная земля, по другую – нетронутая огнем сухая трава. В тот злополучный день низовой пожар в 99-м квартале все же стал переходить в верховой. Отсутствие сотовой связи в этом районе едва не привело к великой беде. Связаться с темниковской пожарной частью все же удалось и вовремя подоспевшие спасатели успели справиться с огнем, уже обуглившим участок соснового леса.
В день нашего приезда работа в лесу не прекращалась ни на час. То там, то тут из-под сухой толщиной до 15 см подстилки возникал дымок. На моих глазах вспыхнуло пламя. И если подобное возгорание не пресечь, пламя поползет вглубь леса. Люди на технике и с опрыскивателями контролировали ситуацию. Водой укрощали предвестника огня – дымящиеся участки. Каждые 3-4 дня проводилось обновление противопожарных полос: по опавшей (в августе!) листве огонь может переползти с одного участка на другой. По настоянию арендатора вспахана противопожарная 50-метровой ширины полоса, по которой проходит магистральный газопровод.
Тракторист А.Т. Учуваткин занят на обновлении противопожарных полос
Борцам с огнем помогали естественные преграды: протекающие здесь речки Вяжовка, Савкина, Черная. Жизнь речке Ежовке обеспечивают бобры, соорудившие на ней плотину.
В том огромном пожаре пострадали не только животные и птицы, но и люди, жившие в лесу. Мы видели сгоревшую землянку, сооруженную из бревен с плоской крышей и буржуйкой. По большому количеству посуды и двум могилам, находившимся неподалеку, можно было сделать вывод, что здесь жили люди, скрывающиеся от общества.
Д.Е. Алимкин: «Выйдя из сгоревшего леса, хочется побыстрее оказаться среди живых деревьев»
Однако жизнь продолжается, и лесничий Д.Е. Алимкин говорил о будущем, о посадке новых культур. Важно подчеркнуть, что еще два года назад арендатор этих лесов архимандрит Варнава думал о перспективе развития лесного хозяйства. Был заказан дорогостоящий план лесоустройства на 10 лет. Однако пожар перечеркнул все замыслы. Сегодня в такой ситуации оказались все арендаторы и специалисты лесной отрасли. Беда приобрела гигантские масштабы и без поддержки и помощи государства не обойтись.