Накануне Дня знаний «ТИ» побывали в трех сельских школах – Пурдошанской, Урейской и Аксельской и увидели, как они подготовились к новому учебному году.
В этом году звонок в Пурдошанской средней школе в 28-ой раз позовет за парты не только местных мальчишек и девчонок, но и школьников из близлежащих Жегалова, Полянок, Н. Борок и Ковыляя – всего 85 детей. Учиться в этой школе не отказались бы и городские школьники, т. к. она удачно вписывается в наш век инновационных технологий. Просторные, хорошо оборудованные кабинеты химии, физики, истории, биологии, математики, литературы не просто радуют глаз, а заинтересовывают настолько, что самой хочется сесть за современную парту и в рамках новых школьных программ изучить, например, биологию. Ведет ее завуч школы, биолог Т.Н. Самсонкина - человек, влюбленный в свою профессию. Не случайно пять выпускников школы пошли по стопам своего учителя. Так, С. Сусарев занимается научной деятельностью по орнитологии и является соавтором нескольких книг.
Директор Пурдошанской школы С.М. Самылкин с учителями Н.Н. Роговой и Т.Н. Самсонкиной: «Уже соскучились по ученикам»
Для углубленного изучения этого предмета уже второй год в школе используется мультимедийный интерактивный комплекс с современной доской. Новая форма обучения привлекает учеников наглядностью, широтой диапазона изучения предмета. Уже не первый год под руководством своего учителя старшеклассники охотно занимаются исследовательской работой.
Совместным творением рук учителя и учеников является и оформление кабинета. Он напоминает ботанический сад с многообразием флоры и фауны: чучела птиц, рыб - обитателей рек и озер нашей местности. Такому кабинету от души завидуют учителя городских школ, побывавшие здесь на семинарах.
Педагогический коллектив школы состоит из 18 учителей и воспитателей. Из них 10 человек имеют первую аттестационную категорию и 8 – вторую. Педагоги делают все, чтобы привить ученикам не только интерес к своим предметам, но и воспитать их настоящими гражданами страны. С этой целью уже с четвертого класса в дни летних каникул учитель Л.А. Козлякова вместе с детьми на примере исторических памятников нашего края прививает детям православную культуру и любовь к родной земле. Видимо, это призывает учащихся постарше помогать ветеранам войны, хлеборобам. В летние каникулы пять ребят работали помощниками комбайнеров, остальные на приусадебном участке школы выращивали картофель, капусту, огурцы, морковь, свеклу, кабачки. Эта продукция будет хорошим подспорьем для обедов в школьной столовой, которая радует глаз неповторимостью отделки. В связи с этим педколлектив невольно вспоминает «легенду советских времен», бывшего председателя колхоза «Светлый путь» О.С. Малашину, с легкой руки которой появилась и эта школа, и эта столовая.
За 28 лет в школе не проводилось ни одного капремонта, только текущие. Единственная проблема, которая давно тревожит директора школы С.М. Самылкина, - прохудившаяся крыша, на ремонт которой нет денежных средств.
- С этим вопросом мы обращались к депутатам Госсобрания Т.В. Тюриной и З.В. Гусаровой, в Минфин. Пообещали, что на следующий год наша школа будет включена в республиканскую программу. А пока будем зимовать с тем, что имеем.
Прохудившаяся крыша дает о себе знать залатанными участками попорченного пола.
- В 2006 году, - продолжает директор, - из республиканского бюджета были выделены денежные средства на приобретение линолеума - им и заменили пришедшие в негодность покрытия полов.
Своих учеников ждут не только оснащенные кабинеты, но и препараторские, мастерская, спортивный и актовый залы. Все это будет настоящим открытием для шести первоклассников, которым предстоит освоиться в своем втором доме.
С той же проблемой – недостатком финансирования и практически полным его отсутствием каждый год сталкивается накануне учебного года коллектив Урейской общеобразовательной школы. Краска и кисть стали основными материалом и инструментом в ремонте школы.
Новые программы - залог качества обучения, считают директор Урейской школы Г.П. Малянова и учитель физики Н.Н. Иншакова
- У нас учатся в основном дети тружеников села, зарплата которых небольшая, - говорит директор школы Г.П. Малянова, - поэтому просить родителей о какой-то материальной помощи не приходится. Кто в состоянии помочь - помогает. Родители учащихся отремонтировали кабинеты. К новому учебному году полностью провели косметический ремонт школы. Учителя красили спортзал, коридоры, учебные классы, парты. Готовы к эксплуатации водопроводная и отопительная системы, за что мы очень благодарны нашему спонсору – руководителю ООО «Подсобное хозяйство» Г.К. Самолькину. Он провел нам водопровод, установил металлическую входную дверь. Теперь мечтаем о таком же заборе. Постоянную помощь оказывает глава сельадминистрации Т.А. Усанкова. Это для нее святое дело.
С некоторым беспокойством в душе директор ожидает 1 января, когда школа в рамках принятого Федерального закона будет переведена на новую форму финансирования – станет бюджетной с расширенным объемом прав.
И так, школа выживает, как может. Но несмотря на все трудности, главным педагогический коллектив считает внедрить в обучение новые образовательные программы, дать ученику знания, отвечающие требованиям времени. Помогают в этом не только два новых компьютера к пяти имеющимся, но и мультимедийный проектор «Эпсон», который уже в прошлом учебном году функционировал в кабинете информатики этой школы. Эта система хороша тем, что на ее базе можно проводить уроки практически по всем предметам.
Неотъемлемой частью учебного процесса является питание школьников.
- Продукты для столовой мы закупаем у предпринимателя, но используем и овощи, выращенные на пришкольном участке. Наш повар Э.О. Амашаева ежегодно консервирует их. Это служит хорошим подспорьем в питании школьников.
Во время летней трудовой четверти старшеклассники Карина Федорова и Алексей Сергеев трудились помощниками комбайнеров. А те, кто помладше, с пользой для себя провели время в лагере дневного пребывания, работу которого умело организовали заместитель директора по воспитательной работе Л.В. Кашуркина вместе с воспитателями Н.Н. Пахнутовой и Т.А. Карповой.
Учащиеся Урейской общеобразовательной школы 10-классник Артем Балашов и второклассница Настя Волохина: «Вместе - в мир знаний»
В этом учебном году порог Урейской школы перешагнут 52 ученика, среди которых 10 детей из соседнего села Булаево и 3 первоклассника. Печально, но в школе нет ни одного учащегося 11 класса. Как бы там ни было, и учителя, и ученики верят в будущее своей школы, ведь она – крепкий фундамент жизни на селе.
А вот в Акселе благодаря спонсорской помощи родителей школа была готова к новому учебному году уже 1 июля. Будто на одном дыхании они вместе со своими детьми-школьниками, классными руководителями, а также бывшими выпускниками в считанные дни провели большой косметический ремонт.
- Финансирование практически отсутствует, - говорит директор школы Н.Т. Шабров, - поэтому наша задача – сохранить то, что есть, что было создано в этой школе, построенной в 1968 году.
1 сентября дети вновь сядут за свежевыкрашенные парты, в светлые, просторные кабинеты. Действительно, на фоне Пурдошанской Аксельская, как впрочем и Урейская школы выглядят не так современно. Но это, по словам директора, никак не влияет на учебный процесс.
Директор Аксельской школы Н.Т. Шабров и учитель начальных классов Н.В. Гараева: «Последние приготовления»
- Одна из наших выпускниц этого года по результатам ЕГЭ поступила на бюджетное отделение Московского вуза, готовящего специалистов в области экономики туризма. Для сельской школы это большая гордость.
Те, кто тянутся к знаниям, с успехом получают их и за старыми партами. И это не мешает осваивать новые образовательные программы. Кстати, именно их в последние дни перед новым учебным годом вводят в компьютеры учителя.
- Главное, - говорит директор, - что у нас стабильные кадры учителей-предметников. В этом году в школу пришли молодые учителя математики и мордовского языка, который введен в обучение младшеклассников.
1 сентября здесь сядет за парты 81 ученик. И им постараются создать все условия в походе за знаниями.