«Одарен, несомненно, каждый учащийся, но в разной степени», - считает учитель русского языка и литературы Темниковской средней общеобразовательной школы №1, обладательница двух грантов Президента РФ Наталья Алексеевна Сметнева:
- Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что процесс цивилизации в большей мере зависит от таланта людей и в первую очередь от того, носителями какой системы ценностей они будут выступать. В связи с этим педагогическую задачу воспитания талантов можно поставить в ранг важнейших национальных программ. В этом смысле наша Темниковская средняя общеобразовательная школа №1 представляет собой творческую мастерскую, где осуществляется отбор и формирование одаренных детей. В науке существуют два подхода к решению этого вопроса: одаренным в разной степени является каждый ребенок, одаренные дети - единичные экземпляры.
Анализируя деятельность своих коллег, с удовольствием прихожу к выводу, что мы придерживаемся первого и наиболее гуманного подхода, помогая реализовать свои способности каждому ребенку. А возможно это в нашей школе потому, что работа с детьми ведется в разных направлениях и творческих аспектах. Так, система элективных курсов (5 авторских разработок учителей Н. А. Сметневой, С. В. Бондарчук, Л. Г. Смоляковой, Т. В. Ермошкиной) рекомендована к использованию в школах республики. Грамотно построенная индивидуальная работа с талантливыми учащимися дает свои результаты.
На уроках литературы учителя Н.А. Сметнёвой всегда царит радость открытий
Творческое направление работы с одаренными детьми представлено в нашей школе такими формами работы, как студия КВН, видеостудия (один из фильмов «Сюрприз» стал лучшим в республиканском конкурсе). Выпуск каждого номера школьной газеты «Акценты» под руководством учителя Н. Ф. Половинкина становится настоящим событием в жизни школы. И учащиеся, и родители ценят газету за содержательность и эстетичность.
Трудовое направление работы с талантливыми детьми возглавляет студия И. Н. Красноперовой «Юный кутюрье», у участников которой и правда золотые руки. Ежегодные показы моделей из новых коллекций давно стали визитной карточкой школы №1. Выдающимися людьми хотели бы видеть учителя своих талантливых учеников. Кроме того, они должны быть честными, добрыми и стремящимися направлять свои поступки на благо обществу. Именно это страстное желание активно выразить свою гражданскую позицию и отметили члены аттестационной комиссии во время аккредитации школы, воскликнув: «Где вы берете таких талантливых детей?!» А мы их не берем, мы их воспитываем на уроках физкультуры Г. В. Сусленникова и спортивных мероприятиях, где царит соревновательный дух, на занятиях в школьном краеведческом музее (вошедшем в тройку лучших в республике), на соревнованиях движения юных патриотов и так далее. Да и вся наша исследовательская работа носит глубоко патриотический характер. Например, исследуя названия темниковских деревень, мы пытались дать ответы на сложнейшие философские вопросы: почему на нашей территории не было конфликтов между представителями трех национальностей, почему темниковцы отличаются особым патриотизмом? А ведь именно это проникновение в сознание народа и лежит в основе патриотизма - чувства, которое живет в душе человека, но требует осознанности и объяснения.
Эффективность такого подхода к воспитанию и обучению, когда каждый урок и каждое мероприятие пронизано истинной любовью к родной школе, городу, республике, стране, и была признана на республиканском уровне. Разработанная в школе система патриотического воспитания была названа лучшей в Мордовии!
Однако вся эта успешная реализация программы «Одаренные дети» стала бы невозможна без одного фактора - глобальной личностной характеристики самого учителя. Для одаренных детей нужен одаренный, успешный учитель. Все мои коллеги - блестящие предметники, настоящие специалисты, обладающие замечательными человеческими качествами, и все они искренне увлеченные своей профессией люди. Все это - яркие признаки незаурядности личности, без которых невозможен эффективный педагогический процесс.
Программа работы с одаренными детьми имеет высокую цель - «сохранение национального генофонда страны», и учителя школы горды тем, что имена наших учеников ежегодно пополняют энциклопедию «Одаренные дети».