О воспитании учащихся Подгорно-Канаковской основной общеобразовательной школы на основе национальных традиций мордовского народа рассказывает учитель Н.А. Аберясева:
Учитель родного языка Н.А. Аберясева
- Современное образование требует решения все более сложных задач. В первую очередь педагоги обязаны давать качественные знания, развивать творческие способности детей, воспитывать чувство патриотизма, любовь к истории родного края, гордость за свою Республику Мордовия. Все это требует применения новых информационных технологий, которые позволяют реализовывать президентскую инициативу «Наша новая школа».
Стране нужны грамотные, квалифицированные, эрудированные кадры, способные решать сложные задачи. Поэтому в центре внимания - интеллектуальное творчество учащихся. Что для этого делается в нашей школе?
Изучение мордовского (мокша) языка ведется с начальных классов. Тематическое планирование составлено по программе «Мокшень кялень программат 5-11 классненди», «Мокшэрзянь литературань программат 5-11 классненди». Все учащиеся обеспечены учебниками, соответствующими требованиям Минобразования РМ.
В процессе обучения применяем наглядность, местный материал. На занятиях решаем и образовательно-воспитательные задачи. Детей знакомим с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа. Они осознают собственную национальную принадлежность, воспитываются в духе уважения к другим народам, взаимопонимания и миролюбия.
В рамках национального проекта «Образование» в школе действует замечательный кабинет родного языка. Здесь установлены компьютер, ксерокс, принтер, сканер, мультимедийный проектор, экран. О базе нашей национальной школы было рассказано в республиканской телепередаче «Сияжар».
Третий учебный год в нашей школе ведется факультатив «Валдоня», где обучаются дети мордвы-мокша, слабо владеющие родным языком. На занятиях их учим воспринимать мокшанскую разговорную речь по заданной тематике, общаться на мордовском языке.
Большую роль в воспитательном процессе играет школьный национальный музей с его экспонатами. Возможности музея используем и на уроках истории родного края, внешкольных мероприятиях.
Ежегодно в школе проводится предметная олимпиада по мордовскому-мокша языку и литературе. Победители участвуют в районных и республиканских олимпиадах и добиваются хороших результатов. Наши призеры – Вадим Рыськин, Евгения Горшкова, Павел Евдокимов.
В центре внимания педагогов находится исследовательская работа. Этот сложный вид деятельности требует серьезной подготовки учащихся. Тематика опирается на традиции, уклад, обычаи родного мордовского села. Так, ученица 9-го класса Елена Парамонова успешно справилась с исследовательской работой на тему: «Свадебный обряд и песни села Подгорное Канаково». Она получилась яркой, глубокой, интересной, заслуживающей внимания. Были рассмотрены традиционная и современная обрядовая свадьбы села Подгорное Канаково. Сравнивались элементы старинной и современной свадьбы: национальный фольклор, свадебные и бытовые песни. В итоге школьница пришла к выводу, что надо сохранять обрядовые традиции мордовского народа и передавать их потомкам.
С этой работой Лена Парамонова участвовала в межрегиональной научно-практической конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность», проходившей в Саранске, и получила диплом 2-ой степени.
Исследовательскую деятельность с учащимися по теме «Детский фольклор» продолжим и в текущем году. Объектом исследования будут колыбельные песни, песни-пестушки, потешки, считалки, скороговорки, сказки села Подгорное Канаково.
Ежегодно в школе проводим недели родного языка и литературы, регулярно выпускаем стенные газеты, оформляем альбомы.
Все эти мероприятия пробуждают у детей интерес и стремление к общению на родном языке, создают настрой для дальнейшего его изучения, прививают уважение к своему языку и любовь к родному краю.
В 2012 году будет отмечаться 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства. Уже сегодня педагоги и ученики посвящают свой творческий труд этой исторической дате.