Год назад в «ТИ» был опубликован материал «Долгое эхо войны» о том, как мордовские поисковики обнаружили в Тверской области массовое захоронение 57-ми бойцов Красной Армии, погребенных в воронке от мины во время Великой Отечественной войны. Среди 7 человек из Мордовии - наш земляк из д. Николаевна Сидор Михайлович Кижменев.
Накануне очередной годовщины празднования Дня Победы в редакцию «ТИ» пришло письмо из далекого Иркутска от Василия Степановича Кижменева - старшего внука погибшего защитника Родины, который вместе со своими братьями, их детьми и сестрой побывал на перезахоронении останков деда в д. Васильки Зубцовского района Тверской области:
«23 августа 2012 года, в день 70-летия освобождения г. Зубцова от фашистских захватчиков, мы встретились с нашим земляком - руководителем поискового отряда «Броня» А. С. Кузнецовым, который уже много лет занимается поиском или, как говорят поисковики, поднятием из небытия павших воинов, но не преданных до сих пор земле. Останки многих из них лежат вообще на поверхности земли.
На перезахоронение из Москвы приехал 96-летнии генерал-лейтенант Титов - участник боевых действий за этот город. Он вспоминал, что бои, по сути, шли за г. Ржев - крупную в этих местах железнодорожную узловую станцию и важный стратегический объект на подступах к Москве. Хорошо это понимая, отброшенные только что от Москвы, отборные, самые боеспособные фашистские дивизии, завоевавшие всю Европу, во что бы то ни стало хотели прорваться к Москве. Не считаясь ни с чем, отлично вооруженные и хорошо укрепившиеся на выгодных позициях с учетом рельефа местности, выстроив глубокоэшелонированную оборону за спиной, они приготовились к рывку. Наступавшие наши полки, наспех сформированные и слабо вооруженные, не «обстрелянные» в своем большинстве, - атаковали. По словам генерала Титова, потери наших войск в этих боях за Ржев были колоссальными. Редкий случай, когда боевого стрелкового полка хватало более чем на две атаки, а дивизии - на неделю боев. Часто воевали оружием врага, позиции переходили из рук в руки по десятку и более раз в сутки, рукопашные схватки продолжались сутками, до последнего бойца, способного драться.
На зубцовской земле кровопролитные бои шли круглосуточно 17 месяцев (октябрь 1941 - март 1943 гг.). По официальным данным, в районе известны 39 военных захоронений. В них покоится прах 38 тысяч погибших. Значит, погибало около 80 человек в сутки.
Со слов пожилых жителей городка, в лесу в округе, куда они ходят по ягоды и грибы, до сих пор находят человеческие кости.
После проведения торжественных мероприятий по случаю 70-летия освобождения Зубцова и района от захватчиков всех, приехавших из Мордовии, повезли на военное кладбище у д. Веригино Щеколдинского сельского поселения Зубцовского района. Здесь ежегодно с воинскими почестями, гражданскими и духовными церемониями проходит захоронение найденных поисковиками в ходе Вахты Памяти останков солдат и командиров.
Автобусы и вереница автомобилей остановились на краю деревни Веригино. Здесь в четыре длинных ряда было установлено около сотни обшитых кумачом гробов.
В каждом - от семи до десяти воинов, - всего около тысячи. Гроб с останками деда мы нашли по лежащему на нем списку и фото, отправленному А. С. Кузнецовым еще раньше. Когда я стоял у гроба с комом в горле, слезы текли без моего желания, сами по себе. Справиться с таким состоянием смог не сразу. Видел, что щеки младших братьев тоже мокрые от слез. Александр положил на гроб пакет с землей, привезенной от порога дома в Николаевке, из которого дед ушел воевать.
Так состоялась наша единственная встреча с дедом, отдавшим свою жизнь за родную землю, за всех нас!»