У каждого брошенного на произвол судьбы ребенка – свое представление о жизни. Конечно, государство, создавая систему поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивает исполнение законодательства по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Дети, родители которых лишены родительских прав, поступают в реабилитационные центры и детские интернаты. Государство выплачивает на них пособия и обеспечивает их жильем. НО! Как бы ни было благосклонно государство к сиротам при живых родителях, они всегда предпочитают уютному, пахнущему пирожками интернату захудалую избу с тараканами и сутками не просыхающую от пьяного угара родную мать. То есть, как бы ни были хороши интернаты, они не могут заменить ребенку семью.
Эта тема стала главной на заседании комитета по социальной политике Государственного Собрания республики, проведенного по инициативе заместителя председателя Тамары Васильевны Тюриной.
Участники заседания, а это руководители таких ведомств, как министерство образования, здравоохранения, социальной защиты, по делам несовершеннолетних, отметили, что основной причиной распространения социального сиротства является семейное неблагополучие, в результате чего дети остаются без родительского попечения после лишения родительских прав. Однако семейное неблагополучие поддается профилактике «на ранней стадии выявления». А вот его позднее выявление, отсутствие комплексной работы с семьей на ранней стадии кризиса, включая работу с беременными женщинами «группы риска», приводит к трагедии каждого отдельно взятого ребенка, воспитывающегося в такой семье.
Как у нас, в Темниковском районе, обстоит дело с социальным сиротством, «ТИ» спросили у главного специалиста по опеке и попечительству управления по социальной работе администрации района И. Н. Гусева:
И. Н. Гусев
- Если анализировать цифры, то на фоне других районов - не очень плохо. Сегодня у нас - 47 социальных сирот. 56 детей остались без попечения родителей. 9 человек составляют группу, куда входят круглые сироты, рожденные в неполных семьях и в семьях, где один из родителей умер. У нас 11 приемных семей, где воспитывается 15 детей, от которых отказались родные родители. В двух семьях одни матери воспитывают по одному приемному ребенку. Одна семья Висюлькиных приняла трех девочек и планирует взять к себе еще одну их сестренку. А в семье Поздняковых удочерили девочку и приняли в свою семью еще мальчика в возрасте до 2-х лет.
Считаю, что приемные родители, беря на себя ответственность за чужих детей, совершают моральный подвиг. Найти общий язык и взаимопонимание с ребенком, у которого свой характер и набор самых разных вредных привычек, очень сложно. Пример неблагополучной жизни им с пеленок подавали родные родители, многие из которых в утробе матери уже пили, курили, слушали нецензурную брань, недоедали и недопивали. Поэтому можно понять человека, который из благих побуждений берет ребенка на воспитание, но, не справившись, возвращает. Так, осенью этого года назад в интернат была возвращена 15-летняя девочка. Причина – отсутствие взаимопонимания.
Социальное сиротство – термин, который все чаще звучит в обществе, приобретая угрожающие масштабы. Социальными сиротами становятся дети, родители которых не работают, пьют, ведут аморальный образ жизни. А их родные дети в это время бродят босиком по снежной каше, выживают в нетопленных помещениях, питаются тем, что дадут соседи. Часто они даже не подразумевают, что можно жить по-другому, что родители, произведя их на свет, по закону гражданского общества и моральному кодексу обязаны заботиться о них до 18 лет.
В этом году личную трагедию в семьях пережили два ребенка из двух семей, где родители были лишены родительских прав. Одна мать ограничена в правах в отношении двух дочек 12-ти и 5-ти лет. Сейчас нарисую картинку из жизни. Полгода назад безработная, аморальная мать через суд была ограничена в правах на своих детей. Срок ограничения заканчивается, и я посетил семью, зная, что мать устроилась на работу. Барачного типа помещение с печным отоплением, разделенное на «комнаты» занавесками, где сожитель в сапогах лежал на кровати, уютным домом, где должны жить дети, мне не показалось. А они рвутся домой, тянутся к матери.
Есть в районе и социально опасные семьи (всего 53), которые стоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В них проживает 84 ребёнка.
Конечно, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района строит свою работу на основании разработанных планов, графиков, программ в соответствии с действующим законодательством. Мы организуем «походы» (всего 122 с начала года) в семьи группы «социального риска» с целью обследования жилищно-бытовых условий. При необходимости итоги проверок выносим на рассмотрение заседания комиссии. Несколько семей находится на постоянном контроле, из наиболее неблагополучных семей 6 детей были изъяты в связи с угрозой их жизни и здоровью и помещены в Ельниковский реабилитационный центр, трем из них продлено время пребывания в центре еще на полгода.
В районе работает информационно-лекторская группа, которая действует с 2002 года. В этом году проведено 5 встреч с молодежью в школах, колледже, лицее, медучилище. В состав группы входят представители всех заинтересованных структурных подразделений: администрации района, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ЦРБ, ОВД, суда, прокуратуры, военного комиссариата. На встречах дети задают до 30-40 конкретных, интересующих их вопросов, на которые тут же специалисты дают квалифицированные ответы. В основном затрагиваются темы службы в армии, а также, связанные с преступностью, наркотиками, профилактикой и лечением курения и алкоголизма. В дальнейшем работа лекторской группы будет продолжена. Ежегодно об этом пишет районная газета «Темниковские известия».
Тем не менее, остается серьезной проблемой выявление несовершеннолетних и семей на ранней стадии неблагополучия, что не позволяет своевременно усилиями соответствующих специалистов организовать профилактическую работу, в том числе по сохранению ребенку его кровной семьи.
Малоэффективна деятельность школьных инспекторов по охране прав детства. В школах района допускается перевод учащихся в другое образовательное учреждение без согласования с органом опеки и КДН, что является серьезным нарушением закона «Об образовании». Из школ вообще практически не поступает ни сигналов, ни ходатайств о принятии мер общественного воздействия к родителям, не исполняющим должным образом родительские обязанности или уклоняющимся от их исполнения. Все это не позволяет в полном объеме выполнять возложенную законом важнейшую функцию защиты прав и законных интересов детей и подростков.
Думаю, настало время всему обществу повернуться лицом к этой проблеме. Ну какое гражданское общество будет через несколько лет, если сегодня среди нас живут недокормленные, недомытые, недолеченные дети! Вряд ли из них вырастут патриоты Родины, успешные и предприимчивые люди. Практика говорит об обратном. Они часто идут по стопам своих родителей. Вы только посмотрите в глаза этим детям! В них – замерзшая беззащитность и отложенная месть. И опека с попечительством до совершеннолетия не растопят эту злобу. Родной дом и родители нужны человеку и когда ему год от роду, и когда пятнадцать, и когда сорок лет.