Мы можем и должны сделать гораздо большее, чем средний регион страны уже потому, что и возможности для этого созданы в республике особые. Помните, пилотный проект российского Минсвязи? Республика выделяла беспроцентный кредит, «ВолгаТелеком» – надо отдать ему должное – проложил ко всем райцентрам республики и 60-ти крупным селам оптическое волокно. До конца этого года к ним прибавятся еще 14. Что означает для связи, в том числе и Интернета, эта технология? Ну, если прежнюю медную проволоку можно сравнить с узкой лесной тропинкой, то оптоволокно – это десятирядный европейский автобан.
К решению проблемы готовы подключиться и сотовые операторы. Из 856 подключенных к Интернету домашних компьютеров ичалковских школьников 514 работают с «ВолгаТелекомом», а 341 – с флеш-модемами «Мегафона», «Билайна» и «МТС». За 350-400 рублей абонентам сотовых компаний предоставляется скорость от 1 мегабита. И хотя она динамическая – колеблется от количества находящихся в сети абонентов, все-таки это не 256 жалких килобит в секунду (проверка скорости интернета онлайн).
Кроме скорости, у школьной компьютеризации есть еще одна очень большая проблема. Далеко не все из 211 интерактивных досок, установленных сегодня в школах республики, имеют соответствующее программное обеспечение. Чтобы проводить с их помощью, без колб и приборов, опыты по химии и физике, чтобы преподавать по высшему классу биологию, историю и многие другие предметы, нужно докупать достаточно дорогостоящие программы. С учетом того, что наука не стоит на месте, пополнение это должно идти постоянно.
И вот здесь я хочу обратиться к нашему бизнесу. А нельзя ли нам вернуть, хотя бы для сельских школ, прежнюю опеку над школами? Ведь шефская помощь (программное обеспечение, оплата домашнего Интернета учителю) уже через несколько лет вернется вашему предприятию грамотными, умными работниками. Да ведь и кроме этого есть резоны…
Зайдите вот со мной в Берегово-Сыресевсую школу. Постойте тихонько у порога кабинета. Видите там, у окна, девочку. Это девятиклассница Валерия Бабанова. Работает с программой «Лого-миры». Создает на школьном компьютере мультфильм. Сначала на экране появляется дорога. Потом Лера берет голубой цвет и делает небо. Говорит тихонько: «А теперь мы создадим солнце»… И вот уже есть облака и деревья, есть дома. «А теперь мы все оживим». Она щелкает компьютерной мышкой, и по дороге поехали машины, а по тропинке побежал мальчик.
Грамотный человек может все. Он может создать целый мир и оживить его. И когда он это про себя понимает, его плечи, даже если они совсем еще хрупкие, – расправляются. И где-то там, в области лопаток, прорастают невидимые, но сильные крылья.