Большую исследовательскую работу с учащимися проводит учитель биологии Темниковской средней общеобразовательной школы №2, отличник народного просвещения Г. И. ДУНИНА. Сегодня она делится своим опытом работы.
- Анализ и опыт работы с детьми показывает, что традиционные методы обучения и воспитания школьников не всегда соответствуют современным требованиям. Зачастую в содержании обучения отсутствуют нужные практические занятия, экспериментальные и исследовательские задания, мало уделяется внимания наблюдениям за природными явлениями, животными и растительными организмами.
Очевидно, использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны новые подходы и методы работы с детьми. Одним из таковых является проектно-исследовательская деятельность учащихся по заданию ученых. Эта форма деятельности прошла испытание временем и дает положительные результаты. Она позволяет значительно повысить качество знаний учащихся, сформировать навыки и умения проводить эксперименты и исследования, выдвигать гипотезы, сравнивать, наблюдать, обобщать и делать выводы.
Тесная связь школы с вузами республики положительно сказывается и на решении профориентационных задач. Как правило, наши юные исследователи после окончания школы поступают на те факультеты, где их уже знают по презентациям на конкурсах и конференциях. Ежегодно мы участвуем в республиканском конкурсе исследовательских работ по эколого-этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу» и по его итогам – научно-практической конференции, посвященной Международному дню Земли.
Так, в прошлом учебном году ученики четвертых классов участвовали в республиканской акции «Поможем зимующим птицам». За творческую работу их наградили Почетной грамотой. Диплом второй степени и ценный подарок получила ученица 11 класса Горбунова Анастасия за проект «Сохраним Мушкадом для родного края». На республиканском конкурсе исследовательских работ из 200 претендентов на классные места, она была второй.
В текущем учебном году мы продолжаем работу над проектами, рассчитанными на более длительный период, и новыми, которые находятся на разной стадии готовности.
На днях ученики шестого класса побывали в г. Саранске на встрече с учеными биологического факультета госуниверситета им. Н. П. Огарева, где получили новые проектные задания и консультацию по их выполнению.
Думаю, что и в новом учебном году юные исследователи порадуют своими успехами в учебе и исследовательской деятельности.