Сегодня качество образования зависит не только от таланта учителя, но и того, с какой эффективностью он использует современные технологии. Важнейший инструмент этих технологий, понятно, компьютер. Но не в качестве печатной машинки, а как средство получения и использования новейшей информации.
Мордовия свои школьные компьютеры начала массово закупать для школ и подключать их к Интернету еще до начала нацпроекта. В 2006 году 1 компьютер приходился у нас на 18 учеников. И это было абсолютное российское лидерство.
Сейчас в республике 1 компьютер приходится на 10 учеников, это тоже лучше среднероссийского показателя. Причем – это очень важное дополнение – у нас компьютерные классы открыты для детей не только на уроке информатики. После того, как это требование прозвучало в одном из посланий Главы республики Н. И. Меркушкина, компьютерные классы стали доступны детям и после уроков, а иногда и – до. В Береговых Сыресях, например, ребята, приезжающие на школьных автобусах из других сел за час до занятий, сразу бегут в компьютерный класс.
Школа имеет 17 компьютеров. 12 установлены в классе и учительской, а пять запакованы в запас. Почему? Директор Вера Романовна отвечает: так нам и без них скорости не хватает. По официальным отчетам, в Берегово-Сыревской СОШ скорость подключения составляет 512 килобит в секунду. Реально, в тот день, когда я приехала, было – 256. Но это ширина ручейка на входе. Растекшись по трем, по пяти, по двенадцати компьютерам, он превращается в жалкие лужицы. Работа с таким Интернетом – не работа, а чистый психоз: надо долго сидеть и тупо смотреть в монитор, на котором миллиметрами будет загружаться картинка.
Какие есть проблемы? – спрашивает своих коллег, войдя в учительскую, завроно. Учителя поднимают глаза и умоляюще, на едином выдохе, не сговариваясь: пожалуйста, увеличьте скорость Интернета!
Руководитель «ВолгаТелекома» И. А. Вольфсон идет навстречу учителям. По договору с министерством образования он должен обеспечивать на подключении школы к узлу скорость 256 килобит в секунду. Обеспечивает больше. Мне дали список школ. В Саранске они имеют 2 мегабита, в райцентрах и крупных селах – 512 килобит. Такой поток уже более или менее приемлем, хотя, чтобы по интерактивной доске плыли дельфины, и это окно необходимо расширять.
Справедливости ради нужно заметить, что в большинстве школ страны (это данные минобраза РФ) средний поток доступа всего 128 килобит. Но при такой скорости это не Интернет, это фанерный макет Интернета. Чтобы поставить галочку – сгодится, для работы – категорически нет.
Почему я напираю в основном на глубинку – понятно. Потому что в Саранске в некоторых школах у нас дети уже не только учатся во время карантина при помощи Интернета, но и расплачиваются электронной карточкой за обед.