Схему эту много лет назад не я придумала. Суть формулы проста: в село Береговые Сыреси можно приехать из Саранска, а можно – из деревни Болдасево. От этого зависит точка зрения. Столичный житель после дороги на Кемлю и потом еще сорока длинных километров вдоль протаявших, сырыми снегами придавленных полей видит здесь апрельскую хлябь и редких прохожих. В центре села взор его упрется в широкое, но приземистое здание школы. А зачем здесь двухэтажная? Тут и населения-то всего пятьсот человек. Глубина глобуса.
Когда в Сыреси первый раз на школьном автобусе приезжает первоклассник из маленькой деревушки Болдасево, он смотрит во все глаза: село-то какое большое, аж пятьсот человек! И библиотека здесь есть, и почта, и участковая больница, и сберкасса, и аптека. И целых три магазина. А уж школа какая! Большущая, красивая, почти дворец! Внутри – чистота, комфорт и наука. В химическом кабинете к каждой парте подведены водопроводные краники, в пристройке над большим спортзалом – музей, рядом с гардеробом - туалеты с городскими удобствами. А вот - компьютерный класс, и в нем есть интерактивная доска, похожая на большой экран. Дотронется до нее учитель указкой, и побегут по африканской саванне жирафы, поплывут в океане дельфины, совсем вплотную придвинется к Береговым Сыресям вершина Эвереста. Братцы, да оказывается, весь этот мир совсем рядом!
Это, понятно, праздничный вариант. А теперь – будни.
Восьмиклассница Берегово-Сыресевской школы Катя Носова сидит за школьным компьютером. Показывает мне свой электронный дневник (в Ичалковском районе такие есть у каждого сельского школьника). Открывает рубрики дневника. Вот Катины оценки по предметам. Вот – домашние задания. Здесь библиотека, в которую закачаны тексты всех необходимых по литературе книг. А это – переводчик. Набираешь нужную фразу, выделяешь, нажимаешь клавишу, и в соседнем окошечке мгновенно выскакивает ее перевод. На английском, французском, немецком, испанском, в общем, при желании – на 28 языках мира (это я снова про глобус).
Катя приезжает в Сыреси из села Вечкусы. Папа трудится электромонтером, мама не работает. Впрочем, что значит «не работает» в селе? Корова, поросята, покормить, подоить, навоз почистить, сварить, помыть, постирать, да так, чтобы воды принести-унести…
Но вечером, вы представьте себе это, мама присаживается к столу рядом с дочкой. Катя описывает процедуру немного смущенно: клавиатуру мама знает, конечно, слабо и буквы ищет долго. – Но находит? – Находит. Смотрит оценки в электронном дневнике, интернетом интересуется.
Вы понимаете, что происходит? Тихо, без лишнего шума, вокруг нас повсеместно идет важнейший процесс. В двадцатые годы в школах и избах-читальнях учили неграмотных детей, а те, уже дома обучали азбуке своих родителей. Сейчас по той же схеме в республике идет крупномасштабная, с захватом всех самых дальних сел, ликвидация компьютерной безграмотности населения. И роль школы в этом глобальном переходе к новой информационной эпохе переоценить невозможно. От этой школьной тропинки сейчас зависит качество той дороги, по которой идет в будущее вся страна.