Вот уже два года в ООО «Подсобное хозяйство» с успехом осваивают и используют ресурсосберегающие технологии беспривязного содержания коров. Это позволяет не только снизить себестоимость производства молока, увеличить надои, но и высвободить кадры животноводов. Опытные из них знают, что для полной реализации своего продуктивного потенциала молочные коровы нуждаются в чистом воздухе.
Беспривязное содержание скота прижилось и прочно поставлено на рельсы в ООО «Подсобное хозяйство». В том, что за этими новыми технологиями стоит будущее и конкретный результат, мы убедились, побывав на животноводческом комплексе и побеседовав с зоотехником Николаем Васильевичем Гришенковым:
- На сегодняшний день в ООО «Подсобное хозяйство» 624 головы КРС, из них 220 – коров. Все они с октября 2007 года находятся на беспривязном содержании. Обслуживают их 3 механизатора, 4 телятницы и всего лишь 3 доярки, ведь норма нагрузки на доярку на беспривязном содержании скота должна составлять от 120 до 150 голов, тогда как максимальная на доярку, обслуживающую коров, находящихся на привязи, составляет 50 голов.
- Стало быть, термин «доярка» для новых технологий, которые успешно применяются в ООО «Подсобное хозяйство», изжил себя?
- Люди, участвующие в процессе дойки коров, называются теперь операторами машинного доения. Да и как же иначе! Ведь в доильном зале, где автоматизированная компьютерная дойка, так называемая «параллель», им ничего не остается, как с помощью автоматов вымыть вымя корове и надеть на соски доильную аппаратуру. Процесс дойки продолжается около 2-х часов, так как в зал запускается по 28 коров. У нас нагрузка на оператора машинного доения пока ниже общепринятой. Наши операторы при беспривязном содержании скота почувствовали все прелести своей профессии. После дойки они моют оборудование и уходят на отдых. И так 2 раза в день – утром и вечером.
- Как происходит кормление коров при таком содержании?
- Если для буренок на привязи при раздаче кормов требуется больше трудовых ресурсов, то здесь все механизировано. В миксер загружается классический набор кормов, он измельчает их и механизировано раздает в кормушки, образно говоря, «салат».
- Николай Васильевич, вы сказали, что комплекс укомплектован животными неполностью. На сколько голов он рассчитан и когда будет пополняться скотом?
- Комплекс рассчитан на 1,5 тыс. голов. Часть скота планируем приобрести в этом году, но пока кризис не дает нам это сделать.
- Кстати, он как-то сказался на продуктивности скота?
- Да. Это видно по количеству надоенного молока. Если за весь прошлый год надой на одну корову составил 6 тыс. 700 кг молока, то за 8 месяцев этого года – 4 тысячи 140 кг на корову. А все потому, что для кормления своих буренок мы используем патоку, шроты (отходы масличного производства подсолнечника и сои), минеральные блоки, для покупки которых нужны немалые средства. Теперь на этом экономим, и большие надежды возлагаем на кукурузу.
- Комплекс укомплектован оборудованием «Вестфалия Сёрдж». Вы работаете по германским технологиям. Для вас, зоотехника с большим стажем, работавшего со времен колхозов, не трудно осваивать все это?
- Не трудно и очень приятно. Я – уроженец Б.-Игнатовского района, начинал свою трудовую деятельность после окончания учебы в Жегаловском колхозе. Было это в 1974 году. Затем переехал в Ельники, трудился главным зоотехником управления сельского хозяйства, а вот теперь судьба занесла меня опять в Темниковский район. Уже 3 года я работаю здесь, в ООО «Подсобное хозяйство». Считаю себя счастливым человеком в профессиональном плане, ведь работать на таком комплексе, с таким оборудованием – предел мечтаний. Мы привыкли, что ферма ассоциируется с навозом, запахом, который долго не выветривается. Такого у нас вы не увидите. - Действительно, на комплексе можно ходить в модельных туфлях и чувствовать себя комфортно. Светлые помещения, бетонные полы... Тем не менее, вновь идет строительство. - В настоящее время на комплексе 2 помещения заняты под коровниками, где есть родильное отделение с доильным залом на 450 голов, телятник на 200 голов и помещения для доращивания и откорма скота на 200 голов. Продолжается строительство помещений: для содержания телок – на 300 голов и телятника-профилактория – на 200 голов. Тут же, на территории комплекса, идет возведение административного здания. - Размах, конечно, большой. Не думает ли руководство хозяйства, кроме молочного животноводства заняться и мясным скотоводством? - С этой целью не так давно я побывал на международной конференции в Москве. Она была посвящена развитию мясного скотоводства в стране. Ведь в России на сегодня 400 тысяч голов племенного скота мясного направления. Но мясную говядину мы практически не видим, потому что не уделяем этой отрасли должного внимания. А вот за границей мясное скотоводство очень развито. На конференцию съехались специалисты из Австралии, Канады, Америки, Франции, где мясным скотоводством занимаются давно. Эти страны, к нашему стыду, будут продавать нам свои технологии и племенной скот. Кстати, наше хозяйство, благодаря усилиям его руководителя Г. К. Самолькина, уже включено в нацпроект по развитию мясного скотоводства на 2009 год. - Какие условия для его развития необходимы? - Здесь не надо специальных сооружений. В чистом поле – калды и корма в тюках. Скот чувствует себя на свежем воздухе просто прекрасно. - А где проходит отел? - Тоже под открытым небом. 6-7-месячный теленок содержится в стаде, после чего его отбивают от матери и ставят на откорм, доводя его живой вес до 400 - 500 кг.
- Для этого уже и место определено?
- Да. В Пурдошках сохранилась часть животноводческих помещений, остался коровник на 400 голов. Частичный ремонт – и можно приступать к направленному выращиванию телок. Кстати, пробный вариант уже сделан. 100 голов мы осеменили семенем от скота мясного направления «Лимузин», у которого привес в сутки составляет 1 кг 600 г. Немного меньше привес у «Герефодской», семя которой носят наши буренки. - Что ж, впереди у вашего комплекса - большое будущее. И этому способствует «здоровый образ жизни» ваших буренок.