В сельскохозяйственном колледже прошла неделя мордовской культуры «Шумбрат, Мордовия!», посвященная 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства. В рамках недели были организованы выставки и вечера. Студенты «перелистали» устный журнал «Истоки мордовского эпоса», в группах прошли классные часы.
На большом празднике истории и обычаев студенты узнали много интересного и полезного о народе, веками населявшем территорию современной Мордовии и жившем одной дружной семьей с русским народом.
Каждое поколение вносит черты своего времени в памятники культуры. Изучая жизнь предков, мы узнаем самих себя, лучше понимаем, зачем пришли в мир, к чему должны стремиться
Среди большого культурного наследия мордвы важное место занимали традиции. Так, идеалом мокшанской и эрзянской семьи считалось большое потомство. Родители старались вырастить свою смену трудолюбивой, доброй, честной, отзывчивой, гостеприимной. О нравственном воспитании на примере своей семьи студентам рассказала преподаватель Л. Ф. Горшкова. Людмила Федоровна гордится тем, что она - мордовка. Недавно составила генеалогическое древо, в котором - 129 человек потомков семьи Шукшиных из Подгорного Канакова. «Обращение к прошлому своего рода, изучение фамилий вызывает живой интерес и уважение к истории, культуре и языку мордовского народа», - подчеркнула Л. Ф. Горшкова.
Обрядовая поэзия всегда сопутствовала человеку, выражая состояние его души. Студентки со сцены показали знание пословиц, присловий, прибауток, закличек. Мордовский народ с древнейших времен с помощью музыки, песни, танца выражал многообразие чувств и желание подражать природе. Пьесу «Мордовский танец», песню «Луганяса келуня» ребята услышали в исполнении известного в республике баяниста, руководителя народного ансамбля гармонистов им. С. Учуваткина Петра Баканова. А вот играть на дудочке в районе может лишь один человек - Владимир Колабкин. В свою очередь самодеятельные артисты колледжа порадовали мордовской песней и веселыми танцами.
Народный костюм мордвы издавна привлекал внимание исследователей. В середине 19 века народные костюмы мокши и эрзи достигли законченной художественно-выразительной формы. Демонстрацию моделей женской одежды, начиная с образцов древнейших времен, провели студентки. Дополнением к показу послужило выступление научного сотрудника историко-краеведческого музея им. Ф. Ф. Ушакова Г. Н. Поздняковой, которая с помощью девушки-модели показала, как одевалась мордовочка на праздник.
На протяжении последних трех столетий ведущее место в художественной деятельности мордвы занимают вышивание, вязание, шитье. Мордовские мастерицы владели искусством аппликации, плетения, узорного ткачества. Об этом свидетельствовала выставка, организованная студентами и преподавателями.
Слушая рассказ о традициях мордовской кухни, все присутствующие отведали настоящих пшенных блинов. Их специально напекли к празднику студентки, проживающие в районных центрах. Поэтому кому-то достались «темниковские» или «теньгушевские» блины, а кому-то «зубово-полянские» или «атюрьевские».
«Все было так волнующе! - поделилась впечатлениями с «ТИ» студентка землеустроительного отделения Маша Никитина. - Интересно узнавать, как раньше жили. Какое богатое культурное наследие имеет мордва! Это вызывает чувство патриотизма. Сегодня мне тоже захотелось составить свое генеалогическое древо. Я - из Кушек, где мордва и русские живут в мире и согласии много десятков лет».