В отчетном году доходная часть бюджета района предусмотрена в объеме 157094,9 тыс. рублей. В ней собственные доходы составляют 16,8%, субвенции - 39,6%, субсидии - 41,2%, финансовая помощь - 2,4%. О том, что нужно делать, чтобы получать все запланированные субсидии, «ТИ» попросили рассказать заместителя главы района по экономике Галину Алексеевну Бабину:
- Собственные доходы районного бюджета (26387,2 тыс. руб.) складываются из налоговых и неналоговых поступлений. Их структуру наглядно отражает диаграмма 1.
Диаграмма 1. Собственные доходы районного бюджета
Наибольший удельный вес в структуре доходов районного бюджета занимает налог на доходы физических лиц, а именно 15555,4 тыс. рублей. Доля отчислений НДФЛ в бюджет района составляет всего 30%, причём 20% - согласно федеральному законодательству и 10% - Закону РМ «О межбюджетных отношениях».
Согласно сложившимся в Республике Мордовия межбюджетным отношениям, в доходной части бюджета района самому району прогнозируется субсидия в сумме 34354,1 тыс. руб. для долевого финансирования социально значимых расходов в зависимости от выполнения показателей социально-экономического развития. При этом фактическое перечисление субсидии осуществляется исходя из выполнения прогнозных показателей и их плановой доли в общей сумме субсидии. Таких показателей законом определено 10.
Ежемесячная субсидия рассчитывается по четырем показателям: «Объем закупок молока во всех категориях хозяйств», «Объем розничного товарооборота», «Объем собственных доходов», «Объем отгруженных товаров собственного производства». Месячная плановая субсидия устанавливается в размере 1/12 части от плановой годовой суммы или в размере 2862,8 тыс. рублей.
За квартал, полугодие, 9 месяцев и по итогам календарного года субсидия рассчитывается за 10 показателей: «Объем собственных доходов» (20%), «Объем отгруженных товаров собственного производства» (3%), «Доля неэффективных расходов в общей сумме расходов бюджета» (10%), «Объем закупок скота и птицы во всех категориях хозяйств» (20%), «Объем закупок молока во всех категориях хозяйств» (15%), «Объём закупок племенного скота» (10%), «Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы» (10%), «Объем розничного товарооборота» (5%), «Снижение миграционной убыли населения» (5%), «Общая площадь введенного в эксплуатацию жилья с учетом индивидуального жилищного строительства» (5%).
Следует отметить, что ежеквартально субсидия, фактически начисленная за показатели, корректируется на процент сохранности поголовья скота (КРС и свиней) как в общественном секторе, так и в личных хозяйствах населения на отчетную дату по сравнению с соответствующим периодом 2010 года. За каждый процент снижения поголовья скота к уровню прошлого года сумма субсидии снижается на 2%, а за каждый процент роста поголовья скота увеличивается на 1%.
Рассматривая итоги работы района за первый квартал 2011 года, следует отметить, что по предварительным данным из 10 показателей, необходимых для расчёта субсидии, выполнено 8. Собственных доходов собрано 9314,5 тыс. рублей, что на 226 тыс. рублей больше прогнозного показателя. Темп роста к уровню прошлого года составил 113%. План по собственным доходам выполнен не только в районе, но во всех сельских поселениях.
С начала 2011 года в районе введено в эксплуатацию 507 кв. м индивидуального жилья, что составляет 101,4% от установленного плана.
За отчетный период населению продано товаров на сумму 160955 тыс. рублей, что на 43712 тыс. рублей больше, чем в 2010 году. План по этому показателю выполнен на 102%. Следует отметить, что в 11-ти поселениях план выполнен на 100 и более процентов, а в Алексеевском, Бабеевском, Русско-Тювеевском, Кондровском, Ишейском, Лесно-Ардашевском, Лесно-Цибаевском, Подгорно-Канаковском, Старогородском, Пурдошанском, Тархановском не справились с прогнозными заданиями, что, естественно, отразится на дотации местному бюджету.
Если говорить о закупках скота во всех категориях хозяйств, то за отчетный период текущего года закуплено 139,5 т, что на 5,5 т больше установленного прогноза. В сельскохозяйственных предприятиях района закуплено 64,6 т, в личных подсобных хозяйствах населения - 74,9 т. Все сельхозпредприятия района перевыполнили прогнозный показатель.
В личных подсобных хозяйствах граждан в текущем году закуплено на 15,6 т меньше, чем за аналогичный период 2010 года (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2. Динамика объема закупок скота
За отчетный период во всех категориях хозяйств закуплено 1405,9 т молока, причём 1293,1 т - в общественном секторе и 112,8 т - в личных подсобных хозяйствах граждан. Отрадно, что сельскохозяйственные предприятия района увеличили производство молока, и, как следствие, - в 1 квартале его закуплено на 327 т больше, чем за аналогичный период прошлого года. Все предприятия АПК имеют темп роста к уровню 2010 года более 100%. За счет этого в районе удалось перевыполнить прогноз на 90,9 т.
Рассмотрим динамику объёма закупок молока во всех категориях хозяйств за последние пять лет, где чётко видно увеличение закупок продукции в сельхозпредприятиях и значительное уменьшение объёма закупок молока в личных хозяйствах граждан (см. диаграмму 3).
Диаграмма 3. Динамика закупок молока
В текущем году на 50% сократился объём закупок молока в личных подсобных хозяйствах населения даже по сравнению с прошлым годом. На это есть причины: снижение поголовья коров в ЛПХ на 127 голов и долги ООО «Агрофирма Темниковская» перед населением за продукцию. Но основная причина - это низкий охват граждан, которые занимаются продажей произведённой в ЛПХ продукции. Отсюда - недоработка глав поселений, актива сёл, района с владельцами скота.
Судите сами, прогнозное задание рассчитывается одинаково для всех поселений района, но фактические объёмы закупок продукции у всех разные. Если рассматривать объём закупок молока за первый квартал за два последних года по поселениям района, то наглядно видно, что в одних поселениях много сдают продукции, а в других - в мизерных количествах или совсем не организованы сборы от населения. Например, ни одного литра молока не закуплено в Булаевском, Лаврентьевском, Лесно-Ардашевском, Лесно-Цибаевском сельских поселениях. Именно поэтому в этих поселениях не хватает средств даже на содержание органов управления. Зато в Русско-Караевском и Митряловском поселениях имеются заработанные средства на развитие социальной сферы.
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, главам поселений, депутатам райсовета и сельсоветов, активу району необходимо в ближайшее время провести большую разъяснительную работу с населением и даже, может быть, принять решение о продаже молока на другое перерабатывающее предприятие, которое обеспечит своевременный расчет за продукцию по более приемлемым ценам.
За первый квартал 2011 года промышленные предприятия района отгрузили продукции на сумму 22599 тыс. рублей, что на 1051 тыс. рублей больше прогнозного показателя и на 2236 тыс. рублей больше уровня прошлого года. Все три предприятия (МУП «Темниковэлектротеплосеть», Темниковский участок «ОАО Мордовэнерго», редакция газеты «Темниковские известия») выполнили прогноз по отгрузке продукции более чем на 100%.
На получение субсидии из республиканского бюджета влияет темп роста среднемесячной заработной платы по крупным и средним предприятиям района и снижение миграционной убыли.
Перевыполнение указанных выше показателей предполагает и увеличение запланированной суммы субсидии. Однако невыполнение прогноза по закупкам племенного скота и малая доля неэффективных расходов бюджета в общей сумме расходов уменьшают плановую субсидию на 638 тыс. руб.
По предварительным данным, за отчетный период фактически заработано субсидии за выполнение показателей социально-экономического развития 7950 тыс. рублей вместо 8588 тыс. рублей по плану.
Заработанная субсидия за показатели корректируется на сохранность поголовья к уровню прошлого года. Темп роста поголовья скота на 1 апреля 2011 года составил 102,8%. Увеличение поголовья скота произошло в сельхозпредприятиях района.
В целом по итогам работы за первый квартал 2011 года в бюджете района потеряны 416 тыс. рублей. А можно было перевыполнить все прогнозные задания и заработать дополнительные средства на развитие, например, социальной инфраструктуры района, если бы каждый руководитель и житель района понимал значимость и важность поставленных задач.