Иван Баранчиков родился, можно сказать, на самом берегу Мокши, на Пристани – так раньше называлась деревня Плосское. Это действительно была пристань. В те годы река Мокша являлась судоходной, и по ней курсировали пассажирские и грузовые суда. Они причаливали к той самой пристани, чтобы сделать остановку на пути к конечному пункту следования. Иван Дмитриевич помнит, как с ватагой мальчишек бегал встречать и провожать пароход «Пионер». Судно предупреждало о приближении мощными гудками, и пацаны бросали все занятия, чтобы ещё раз рассмотреть речную громадину и помечтать о судьбе морского капитана.
Не предполагал паренёк из д. Плосское, что его жизненные планы, как и многих его сверстников, нарушит Великая Отечественная воина.
И.Д. Баранчикову повестка на фронт пришла, когда ему не было и 20-ти, в июне 1942 года. Три месяца учился в Муроме на сапёра. Делали понтоны. Будущему паромщику, выросшему на берегу реки, ремесло это было отчасти знакомо.
Обученных новобранцев погрузили в вагоны и выдали приказ соединиться с войсками Ленинградского фронта. Потом была выгрузка по команде «тревога», прорыв к своим частям и окружение. «Мы без труда прорвали оборону противника, окружившего Ленинград, не разгадав его манёвра, - вспоминает Иван Дмитриевич. - Попали во второй «мешок» после оказавшегося в блокаде города на Неве».
Сегодня И.Д. Баранчиков считает, что просидеть два года в лагерях для военнопленных и остаться в живых ему помог Господь, веру в которого носит в сердце с ранних лет. А тогда, в кровавом 43-м, уповал только на своего земляка, лейтенанта Ивана Гусева из Песочного Канакова. Офицер познакомил его с поваром, который делился остатками пищи всего за один портсигар, наполненный папиросами.
В победном 45-м судьба военнопленных была предрешена. В числе других И.Д. Баранчиков был отправлен на лесоповал в Красноярский край. Такое наказание отбывали выжившие в плену солдаты, не предполагая, что скоро время всё расставит по своим местам, общество признает их участниками Великой Отечественной войны и даже отметит наградами.
Только в 1954 году И.Д. Баранчиков вернулся в родной дом на берегу Мокши. Оставшиеся годы проработал в колхозе им. Тимирязева. Но наступала весна, и коммунальная служба города Темникова нанимала его в качестве паромщика.
В разлив районный центр превращался в остров, оторванный от мира с одной стороны заповедным лесом и с трёх сторон - водой. Единственной нитью, связывающей Темников с жизненно важными объектами, другими населенными пунктами, являлся паром. Бригада паромщиков из шестнадцати человек была одновременно и судостроительной. Паромщики сами собирали паром, для чего заранее варили смолу, смолили лодки, сооружали раму из брусьев, напиленных вручную, закрепляли их скобами, болтами, гвоздями. В результате получалось сооружение длиною до 20 метров, выдерживающее вес большого трактора.
Маршрут парома начинался с пристани с остановкой в Темникове и заканчивался в Санаксаре. Местом стоянки служил причал «Казан-дуб» около Емашевской рощи, куда паром заходил по одному из ответвлений р. Мокши. Здесь росли огромные дубы, но самым могучим был Казан, за который привязывали паром.
Перевозили продукты питания, почту, технику, лошадей. Приближался весенний сев - и везли семена. Колхозы отправляли на переработку фляги с молоком. Самым ценным грузом были люди. В базарные дни очередь от причала доходила до здания райкома партии. Паром служил и «скорой помощью». Если требовалось, бригаду поднимали поздней ночью и посылали за тяжелобольным.
- Это был каторжный труд, - вспоминает Ю.Н. Бабинков, бывший директор комбината коммунальных предприятий. - Это с одного берега на другой паром перемещался сначала по канату, позднее - по гроссу. А по маршруту его приводили в движение гребцы. Гребли бабенками - подобием весла, но гораздо массивнее. Паромщики были незаменимыми людьми. Практически невозможно было найти новичка, физически сильного и согласного впрячься в эту «упряжку». За такой труд я даже разрешал им после работы выпивать по сто граммов. Конечно, некоторые злоупотребляли. Но самым надёжным был Иван Баранчиков.
Иван Дмитриевич не обращал внимания на сравнение его труда с рабским, в очередной раз, отправляясь в «плавание», представлял, как в XVIII веке ходили по р. Мокше мокшаны - длиной в 21 сажень 2 аршина 10 вершков, шириной в 5 сажен 16 аршин, с высокой мачтой, увенчанной флагом, гружёные дубом из темниковских лесов. Паромщик И.Д. Баранчиков знал, что в 1779 году Ф.Ф. Ушакову надлежало принять командование над караваном корабельного леса, следующим в Санкт-Петербург. В состав входили те самые мокшаны. Ивану Дмитриевичу не с кем было вступать в исторически споры. Но при встрече с человеком заинтересованным он предполагал, что мокшаны из каравана могут указывать на давнюю связь Ф.Ф. Ушакова с темниковским краем. Приводил и более веский аргумент. Где престарелый человек намеревался провести остаток дней? Только на земле, к которой прикипел душой, где родился. А в 1809 году адмирал писал: «Для пребывания моего купил в Тамбовской губернии землю в сельцо Алексеевке, на ней поселены семь дворов крестьян, между которыми я построил себе хижину, где желаю провести последние дни моей жизни».
В начале 70-х ветры перемен в экономической жизни района круто изменили судьбу паромщика и колхозника И.Д. Баранчикова. Началось строительство моста через Мокшу, автодороге от которого должна была пройти прямо через дом и сад Варенниковых, в качество возмещения ущербе выплатили пять тысяч рублей. На эти деньги Иван Дмитриевич купил дом неподалеку и тоже на берегу. Это было удивительным совпадением: окна выходили именно на место, где ещё недавно размещалась пристань.
Сегодня участник Великой Отечественной войны, инвалид первой группы И.Д. Баранчиков старается соблюдать постельный режим, рекомендованный медиками. Когда в доме появляются гости, с удовольствием отвечает на их расспросы. Рассказывает об отце, братьях Якове и Василии, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. С радостью сообщает, что у него уже семь внуков. А еще любит вступать в споры об адмирале Ф.Ф. Ушакове, передавшего многим поколениям темниковцев тягу к морю.
Скоро земля пробудится от зимней спячки, и весна растопит лёд на реке Мокше. Волны вновь будут подкатываться ближе к домам плосскинцев - река Мокша разольётся и будет напоминать море.