Миновало время, когда река Мокша связывала Темников со столицей государства Российского, другими городами, являлась водным путем переправки большого количества разнообразного груза. Давно исчезла Темниковская пристань, где весной грузились судна «Мокшаны», «Пурдошанки» «Гусянки», а вместе с ними ушли в прошлое и старинные судовладельцы и судопромышленники. Но доказательства, что именно эти суда ходили по Мокше, в документальных источниках нашего района не было.
Совсем недавно в Кадомском районе (Рязанская область), ранее входившем в Темниковский уезд, удалось обнаружить уникальный «словарь-объяснение» за 1914 год преподавателя лоции и речной практики Нижегородского речного училища С.П. Неустроева. В нём описываются «Мокшаны» и «Мокшанки», которые появились, когда еще не было ни пароходов, ни железных дорог. Первоначально они строились на реке Мокше, от которой и получили свое название, а затем их начали строить и в других местах на реке Оке.
«Мокшаны» строились из соснового и елового леса, имели тупые нос и корму. Размеры судна были от 15 до 40 саженей длиною и до 6 саженей шириною. Высота бортов доходила до 16 четвертей, двускатная крыша была тесовой. Управлялось судно с носа и кормы двумя 7-8-саженными веслами. Строились суда довольно прочно и служили 7-10 лет, стоили они тогда от двух до пяти тысяч рублей. Груз «Мокшаны» поднимали от 18000 до 54000 пудов. Вооружение «Мокшан» (припасы) было весьма сложным и в большом количестве, так как при сплаве весной по Мокше употреблялись рысковые канаты и якоря. А для хода по Оке и Волге сплавные припасы заменяли ходовыми.
Выбравшись на Оку, «Мокшаны» плыли уже свободнее и на веслах, имевшихся на каждом борту от 50 до 80 штук.
О старинном сплаве мокшанского каравана по реке Мокше известно много любопытного. Рабочие – бурлаки, нанятые ещё зимой, являлись ранней весной и обязаны были осмолить и вооружить судно, а затем загрузить. Сплав начинался после прохода льда по реке. Для наблюдения за правильным сплавом судов, из судопромышленников избирались депутация. Для депутации в 1816 году был издан закон о судовой дистанции и соблюдении взаимных, между промышленниками польз. На депутатов возлагалась обязанность сопровождать весенний караван по изданным правилам для сплава судов по реке. Ни одно большое судно не имело права «обходить другое впредь его идущее». Исключение делалось только для судов типа «Кладнушек», которым разрешалось безостановочно обходить впредь идущих. Поэтому эти суда за быстрый ход назывались «обгонки». К ним относились и барки – «Гусянки», которые доставляли из Темникова груз по Мокше–Оке–Москве-реке в Москву.
Рабочих-бурлаков на «Мокшанках» было 70-80 человек. На больших «Мокшанках» – от 150 до 180 человек. Лоцман был один. Рабочим платили за путину от 8 рублей 50 копеек до 12 рублей на своих харчах. Лоцман получал от 85 до 100 рублей. Как лоцман, так и бурлаки питались из одного «котла». Провизия была дешевая: пуд мяса в то время стоил 70-80 копеек, масло скоромное – 4-5руб. пуд, постное – 1 руб. 50 коп., пшено - 25 коп. пуд, ржаная мука 1 куль (9 пудов) – от 4 до 8 коп.
Из 9 пудов муки выходило печеного хлеба 13-14 пудов. Каждый пуд муки давал припеку в 20-25 фунтов (1 фунт – 400 граммов). Таким образом, хлеб стоил в среднем около 20 копеек за пуд (16 кг). Водка была также дешевая – от 80 коп. до 1 руб. 50 коп. за ведро. Водку на большие суда брала бочками, ведер по сорок за путину. До Оки из Темникова суда шли 20-25 суток.
Украшением «Мокшан» была затейливо вырезанные на передних бортах год постройка судна, фамилия владельца. На носу художники писали глаза коня и прочих животных. «Мокшаны» имели шелковые флаги (6 на 6 аршин) с вышитыми на них разными птицами или пейзажами. Флаги эти оценивались очень, дорого – в 300-400 рублей за каждый, а на судне имелось 3-4 разных флага. Они поднимались в праздничные дни. Для их поднятия устанавливались флагштоки или поддеревки – один на носу, другой на корме. К флагштоку на стержнях прикреплялись разные фигуры: конь, рыба или изображение Михаила Архангела с трубой или Георгия Победоносца на коне.
Судоходство на Мокше возникло в конце XVII начале XVIII столетия.
В неурожайный 1891 год при маловодной весне многие поставщики разорились. С постройкой железных дорог характер хлебной, литейной торговля видоизменился и перешел на ближайшие железнодорожные станции. По судоходству был нанесен тяжелый удар. В 1914 году, в год начала войны с Германией, с темниковской пристани сплавился последний караван не больших «Мокшан».
Для процветающего, богатого Темниковского уезда начинались долгие тяжелые годы разрухи.