Герб Темникова
Темников Темников
Неофициальный сайт города Темников

1536 - 2024

ТемниковТемников
Меню сайта

Главное на сайте

Лента истории

После напряжённого и упорного труда в борьбе за урожай нынешнего года на колхозных полях наступило затишье. Вся сельскохозяйственная техника и тракторы стянуты на стан тракторной бригады для «подлечивания» ран, а затем на зимнее хранение.
Механизаторы нашего колхоза Н.П. Найденков, Н.М. Никулин, А.Р. Колпаков, А.Л. Никулин в истекшем году добились высокой выработки. По 1200-1500 гектаров мягкой пахоты на трактор — вот их показатель. Сейчас они готовят технику к весенним полевым работам. Уже отремонтировали две зерновые сеялки, плуг, приступили к ремонту борон. На днях приступим к ремонту культиваторов.
Наши механизаторы решили ремонт сельскохозяйственной техники закончить к 15 ноября. Напряжение, с которым они трудятся, говорит о том, что с поставленной задачей механизаторы справятся успешно.

30 октября 1965 г.


Полезные ссылки

ТемниковТемников
Главная » 2010 » Ноябрь » 10 » «Я - мордвин», - с гордостью отвечали учащиеся ТСОШ №2
«Я - мордвин», - с гордостью отвечали учащиеся ТСОШ №2
21:13

В Год учителя и активной подготовки к 1000-летию единения мордовского народа с народами России редактор отдела общественной жизни «ТИ» И. ОБУХОВА побывала в Темниковской средней общеобразовательной школе N2 и поговорила с учителем М. П. Уткиной о преподавании мордовского языка.

Постоянные читатели «ТИ» хорошо знакомы с Марией Петровной. Она 30 лет преподавала родной язык в Лесно-Ардашевской основной общеобразовательной школе, была ее директором. В 2010 году школу закрыли, а учителя пригласили на работу в городскую школу.

«Я не удержалась и примерила мордовский наряд»

М. П. Уткина - участница народного ансамбля «Марлюне», победитель и лауреат различных конкурсов и фестивалей. Имея богатейший педагогический опыт, в первые дни работы в ТСОШ N2 говорила о разнице в преподавании в городской и сельской школах. Если в Лесном Ардашеве в классах обучалось по три-четыре ученика, постоянно общающихся на родном мордовском языке, то в городской школе - 25 учащихся, из которых только 10-12 ребят понимают мордовский язык. Именно городские дети прежде всего спросили учителя: «Зачем нам нужен мордовский?». Ответ заключался в одной из целей общего образования в многонациональной школе - воспитать культуру отношений между детьми разных национальностей.

По мнению М. П. Уткиной, мокшанский язык как учебный предмет является неисчерпаемым источником приобщения к культуре и традициям мордовского народа, поскольку язык не отделим от культуры. В настоящее время особо ощущается необходимость сохранения языка, поэтому в школах вводят факультативы, организуют кружки.

Невольно в роли помощников педагога выступили родители, которые с сожалением признавались, что в свое время не изучали в школе родной язык, ведь они - мордва, а бабушки и дедушки говорят только по-мордовски, любят народные песни и даже знают мордовские сказки.

Интерес к предмету буквально вспыхнул у ребят уже на первых уроках. С каждым днем им хотелось знать все больше. Почему? Потому что учитель выбрала в качестве формы урока игру. Надо видеть, с каким увлечением ученики представляют себя актерами в классном спектакле! Урок проходит, как мгновение, раздается школьный звонок, а им очень не хочется покидать сцену. Это желание сразу подмечает педагог, и изучение языка продолжается во внеурочное время в кружке «Мордовский фольклор», на экскурсиях в школьном этнографическом музее, на различных мероприятиях. Так, в школе прошел большой праздник, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами России под названием «Все мы - Россия!». Школьники говорили на мордовском, русском и татарском языках, пели песни, танцевали. Всем было понятно, что творчество объединяет народы, которые много веков живут в Мордовии в дружбе и согласии.

Учащиеся школы каждый год с большим удовольствием участвуют в республиканском фестивале народного творчества «Шумбрат, Мордовия!», пропагандируя народное творчество.

Этнокультурный музей в школе был открыт недавно. Здесь собран богатый материал, рассказывающий о быте, традициях, обычаях мордовского народа. «Вот она, матушка-старина, - соха, сери, лукошко, лапти, посуда», - начинает рассказ экскурсовод-учитель. А вот образцы домашнего творчества, кустарного ремесла, сшитая в домашних условиях мокшанская одежда и обувь. Все это помогает ребятам лучше знать историю родного края, приходить к выводу, что сегодня мы пользуемся плодами труда наших предков, поэтому лучшие традиции должны передаваться из поколения в поколение.

На каждом уроке положено выставлять оценки. Но поскольку наш «урок» вместил в себя почти два месяца преподавания М. П. Уткиной в ТСОШ N2, все старания оценила прошедшая в октябре Всероссийская перепись населения. Ученики рассказывали Марии Петровне, что на вопрос переписчика о национальности с гордостью отвечали: «Я - мордвин!»

И. Обухова


Другие материалы по теме:

Просмотров: 2465 | Добавил: tmn13 | Теги: школы, люди
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ТемниковТемников
Форма входа

Поиск

Календарь

Статистика

Всего в Темникове: 1
Гостей: 1
Темниковцев: 0


Copyright MordovSoft © 2001 - 2024
ТемниковТемников