В Год учителя и активной подготовки к 1000-летию единения мордовского народа с народами России редактор отдела общественной жизни «ТИ» И. ОБУХОВА побывала в Темниковской средней общеобразовательной школе N2 и поговорила с учителем М. П. Уткиной о преподавании мордовского языка.
Постоянные читатели «ТИ» хорошо знакомы с Марией Петровной. Она 30 лет преподавала родной язык в Лесно-Ардашевской основной общеобразовательной школе, была ее директором. В 2010 году школу закрыли, а учителя пригласили на работу в городскую школу.
«Я не удержалась и примерила мордовский наряд»
М. П. Уткина - участница народного ансамбля «Марлюне», победитель и лауреат различных конкурсов и фестивалей. Имея богатейший педагогический опыт, в первые дни работы в ТСОШ N2 говорила о разнице в преподавании в городской и сельской школах. Если в Лесном Ардашеве в классах обучалось по три-четыре ученика, постоянно общающихся на родном мордовском языке, то в городской школе - 25 учащихся, из которых только 10-12 ребят понимают мордовский язык. Именно городские дети прежде всего спросили учителя: «Зачем нам нужен мордовский?». Ответ заключался в одной из целей общего образования в многонациональной школе - воспитать культуру отношений между детьми разных национальностей.
По мнению М. П. Уткиной, мокшанский язык как учебный предмет является неисчерпаемым источником приобщения к культуре и традициям мордовского народа, поскольку язык не отделим от культуры. В настоящее время особо ощущается необходимость сохранения языка, поэтому в школах вводят факультативы, организуют кружки.
Невольно в роли помощников педагога выступили родители, которые с сожалением признавались, что в свое время не изучали в школе родной язык, ведь они - мордва, а бабушки и дедушки говорят только по-мордовски, любят народные песни и даже знают мордовские сказки.
Интерес к предмету буквально вспыхнул у ребят уже на первых уроках. С каждым днем им хотелось знать все больше. Почему? Потому что учитель выбрала в качестве формы урока игру. Надо видеть, с каким увлечением ученики представляют себя актерами в классном спектакле! Урок проходит, как мгновение, раздается школьный звонок, а им очень не хочется покидать сцену. Это желание сразу подмечает педагог, и изучение языка продолжается во внеурочное время в кружке «Мордовский фольклор», на экскурсиях в школьном этнографическом музее, на различных мероприятиях. Так, в школе прошел большой праздник, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами России под названием «Все мы - Россия!». Школьники говорили на мордовском, русском и татарском языках, пели песни, танцевали. Всем было понятно, что творчество объединяет народы, которые много веков живут в Мордовии в дружбе и согласии.
Учащиеся школы каждый год с большим удовольствием участвуют в республиканском фестивале народного творчества «Шумбрат, Мордовия!», пропагандируя народное творчество.
Этнокультурный музей в школе был открыт недавно. Здесь собран богатый материал, рассказывающий о быте, традициях, обычаях мордовского народа. «Вот она, матушка-старина, - соха, сери, лукошко, лапти, посуда», - начинает рассказ экскурсовод-учитель. А вот образцы домашнего творчества, кустарного ремесла, сшитая в домашних условиях мокшанская одежда и обувь. Все это помогает ребятам лучше знать историю родного края, приходить к выводу, что сегодня мы пользуемся плодами труда наших предков, поэтому лучшие традиции должны передаваться из поколения в поколение.
На каждом уроке положено выставлять оценки. Но поскольку наш «урок» вместил в себя почти два месяца преподавания М. П. Уткиной в ТСОШ N2, все старания оценила прошедшая в октябре Всероссийская перепись населения. Ученики рассказывали Марии Петровне, что на вопрос переписчика о национальности с гордостью отвечали: «Я - мордвин!»