Имя адмирала Ушакова, его замечательная жизнь и деятельность привлекали и привлекают внимание литературных и других творческих работников как прошлого, так и нашей современности.
Многие видные писатели, художники, скульпторы в своих произведениях обращались к образу замечательного русского флотоводца.
В середине XIX века Р. Скаловский написал биографический очерк «Жизнь адмирала Ушакова». В 1915 году в Петербурге были изданы «Записки флота капитан-лейтенанта Егора Метаксы» - личные воспоминания Метаксы, бывшего при Ушакове во время Средиземноморской операции переводчиком. После учреждения в 1944 году ордена и медали Ушакова появилось несколько публикаций о нем. Среди них книга академика Е.В. Тарле «Адмирал Ушаков», исторический роман Леонтия Ракосовского «Адмирал Ушаков», материалы в сборнике «Страницы боевого прошлого». В издательстве детской литературы вышла книга Георгия Шторма «Адмирал Ушаков» и в 1971 году его же историческая повесть «Дети доброй надежды». Две главы Ушакову посвятил в своем романе «Две столицы» Николай Равич.
О том, что имя Ушакова высоко почитаемо в военно-морской среде и среде писателей-маринистов, свидетельствует и тот факт. Писатель Н.Н. Панов в своей «Повести о двух кораблях» рассказал об одном эпизоде из Великой Отечественной войны - бое вспомогательного парохода с фашистским тяжелым крейсером «Герман Геринг». Вспомогательный пароход в очерке автор назвал «Ушаков». Когда краеведческий музей Темникова попросил автора поподробнее рассказать об «Ушакове», он ответил, что в действительности пароход имел другое название, а он назвал его «Ушаков» потому, что хотел «запечатлеть память об Ушакове в своей книге, так как на флоте глубоко чтили замечательного флотоводца Ф.Ф. Ушакова».
Как известно, в то время, когда жил Ушаков, фотографий не было. Образы великих, знаменитых людей художники запечатлевали или в рисунках, или в картинах, писанных маслом. Был еще один способ - гравюра на металле.
К сожалению, художники, современники Ушакова, при его жизни не создали для потомков его портрета. Только в середине XIX столетия, когда Скаловский написал биографический очерк об Ушакове, в этой книге был помещен портрет адмирала, отпечатанный с гравюры, сделанной якобы при его жизни. Насколько правдоподобен этот портрет, судить трудно, так как известно, что в те времена и на гравюрах, и на портретах, написанных маслом, художники придавали именитым людям того времени некоторую красивость и парадность, не всегда соответствующие оригиналу. Но так или иначе этот портрет единственный, появившийся в то время. Ушаков не любил парадности, шумихи вокруг своего имени, был скромен и строг к себе, и надо полагать, не стал бы даже позировать, если бы кто-либо попытался написать его портрет.
Позднее были неоднократные попытки создать в живописи и скульптуре образ Ушакова. Известно, что на броненосце береговой обороны «Адмирал Ушаков» в 1905 году в кают-компании висел портрет Ушакова. Командир корабля Миклухо-Маклай, показывая на него, призывал офицеров перед боем с японцами быть достойным Ушакова, чье имя было на борту корабля. Какой это был портрет? Кто его автор? Насколько правдиво на нем воспроизведены черты адмирала? К сожалению, ответить на эти вопросы невозможно. Кроме упоминания об этом портрете в романе А.С. Новикова-Прибоя «Цусима», никаких других сообщений в литературных произведениях или документах не встречается. Сам же портрет погиб вместе с броненосцем. И все же думается, что это был портрет, сделанный по гравюре, аналогичный тому, что опубликован в книге Р. Скаловского.
Есть еще один портрет в книге В.Л. Снегирева «Адмирал Ушаков» художника И.Я. Павлинова, но это уже позднее изображение адмирала.
В Санкт-Петербурге в Центральном военно-морском музее есть две акварели гардемарина Афанасия Декальде на тему боевой деятельности Ушакова. Одна из них «Сражение у мыса Калиакрия 31 июля 1791 года», вторая – «Начало сражения в Керченском проливе, 6 июля 1790 года». Художник А. Блинов на картине «Бой у острова Тендра 29 августа 1790 года» изобразил этот известный эпизод. Там же имеется макет штурма крепости Корфу 18 февраля 1799 года. Есть там же погрудный портрет Ушакова работы скульптора Н. Дадыкина. В Темниковском музее экспонируются фотокопии этих произведений.
«Бой у острова Тендра 29 августа 1790 года» А. Блинов
По некоторым материалам, сообщениям, можно предположить, что был еще один портрет Ушакова, написанный неизвестным художником маслом в конце XIX века, но, к сожалению, он пока не разыскан.
Помимо Н. Дадыкина к скульптурному изображению адмирала обращались и другие. В городе Херсоне перед зданием судомеханического техникума имени Ушакова установлена скульптура М.Г. и П.И. Кравченко и О.Е. Чубик. Но как скульптура Н. Дадыкина, так и установленная в Херсоне являются плодом воображения скульпторов.
Памятник Ушакову в Херсоне
В 1944 году в связи с учреждением ордена Ушакова в Темников приезжала специальная комиссия для точного установления и засвидетельствования места захоронения адмирала. Единственным документом, указывавшим на место захоронения адмирала, была фотография 1912 года, на которой у Северной стороны Санаксарского храма изображена часовня и стоящий рядом с ней памятник Ушакову. Часовня не сохранилась. Памятник же с высеченной на нем надписью о том, что он принадлежит захороненному в монастыре адмиралу, был разыскан в монастыре в другом месте.
Вот по этой фотографии и воспоминаниям старожилов на месте, где стояла часовня, и начались раскопки. На глубине около 70 сантиметров от поверхности были обнаружены конструктивные детали и строительный мусор стоявшей на этом месте часовни. Примерно на глубине одного метра сорока сантиметров был обнаружен обвалившийся свод могилы, сложенный из кирпича.
В этой могиле были найдены полностью сохранившийся адмиральский погон с тремя орлами на золотом поле, часть неистлевшего мундира – золотое шитье воротника, бортов, манжет – и скелет. В составе комиссии был известный скульптор-антрополог профессор М.М. Герасимов. При тщательном рассмотрении костей скелета профессор обнаружил на кости след от ранения.
Михаил Михайлович Герасимов, получивший соответствующее разрешение, взял череп от скелета и, пользуясь своим методом восстановления облика человека по черепу, создал скульптурный портрет адмирала. О том, как Герасимов работал над скульптурным портретом Ушакова, он рассказал в своей книге «Основы восстановления лица по черепу».
В 1947 году Герасимов еще раз приезжал в Темников. В этот приезд он возвратил череп, который вновь был захоронен в могилу. Так же профессор подарил свою работу – гипсовый бюст Ушакова – городу Темникову. Ныне он находится в Саранске, в Мордовском республиканском краеведческом музее.
Реконструкция Герасимова
Образ нашего земляка привлек внимание заслуженного деятеля искусств Республики Мордовия художника Владимира Дмитриевича Илюхина. Темой своего большого полотна он избрал встречу Ушакова с Суворовым на берегу Черного моря. Тема историческая, волнующая и с точки зрения сюжета: встречи двух виднейших военачальников, единомышленников, великих патриотов земли русской, и с точки зрения его художественного воплощения.
«Встреча А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова в Севастополе» В.Д. Илюхин
Вот что писал о художнике и его картине в статье «Живопись, наполненная светом» С. Червонная: «…художник создает историческую картину, замысел которой был настолько серьезным, что, как, познакомившись с эскизами картины, признался автору известный советский живописец академик В.П. Ефанов, - не каждый «маститый» художник решился бы взяться и смог бы справится с такой работой… Для своего времени эта картина была крупным успехом мордовской живописи. Она привлекала серьезностью подхода художника к историческому материалу, тщательностью его изучения, романтической приподнятостью, особенно ощутимой в трактовке морского пейзажа и пронизанных светом, легких и величавых парусных судов ушаковской флотилии. Но главное, что определяло ценность этой картины и ее особенное, современное звучание в те послевоенные годы, - глубина ее патриотической концепции, утверждение силы и славы русского оружия, единства озабоченных судьбой России великих военных стратегов армии и флота и народа, олицетворенного в образе солдата-артиллериста».
Тысячи посетителей Темниковского краеведческого музея подолгу останавливаются у этой картины. Их волнуют образы великих людей России, глубоко уважавших друг друга, патриотов земли русской.
Офицер флота в отставке Н.А. Полонский, 25 лет увлекающийся выжиганием по дереву, создал целую серию рисунков кораблей, в числе которых корабль «Св. Павел», на котором Ф.Ф. Ушаков прибыл из Херсона в Ахтиярскую бухту, где впоследствии был построен Севастополь. В числе современных кораблей в его коллекции рисунков есть крейсер «Адмирал Ушаков». Рисунки эти были на выставке в лекционном зале Севастопольской морской библиотеки. А «Св. Павел» и «Адмирал Ушаков» прибретены Темниковским краеведческим музеем.
Не обошли своим вниманием тему об Ушакове и другие представители творческих цехов. Писатель Александр Штейн написал историческую драму «Флаг адмирала». Эта пьеса об адмирале Ушакове в переводе на украинский язык Н. Хоруженко в сценическом варианте Херсонского музыкально-драматического театра с успехом шла в Херсоне, в городе, где на заре его рождения, в эпидемию чумы, строил корабль будущий великий адмирал.
В 1953 году на экраны кинотеатров вышли и обошли всю страну два фильма, рассказывающие о жизни и деятельности адмирала Ушакова.
Оба эти фильма поставлены известным кинорежиссером М. Ромом по сценариям писателя Александра Штейна. Первый – это историко-биографический фильм «Адмирал Ушаков» и второй – «Корабли штурмуют бастионы» - о выдающемся событии в жизни Черноморской эскадры под командованием Ушакова – о взятии штурмом острова Корфу. Оба этих фильма оставили у зрителей большое впечатление, особенно второй, который многие ходили смотреть по несколько раз.
Кадр их х/ф «Корабли штурмуют бастионы»
Главным консультантом фильмов был кавалер ордена Ушакова, адмирал флота Советского Союза Иван Степанович Исаков.
Когда режиссер фильма Ромм пришел к Исакову для разговора о будущем фильме, то поразился его огромной эрудицией, его большой заинтересованностью в создании этого фильма.
Вот что писал Владимир Рудный 16 января 1974 года в «Литературной газете»:
«… Иван Степанович был в штатском, на костылях, режиссера поразило, что второй ноги совсем нет. Постепенно, слушая Исакова, он обо всем забыл. Он запомнил ироничные и очень умные глаза… Об Ушакове и Нельсоне, о короле Фердинанде Исаков рассказывал, как о своих личных знакомых. Он настолько все это знал, что у слушателя не возникало даже мысли, откуда он это знает. Став консультантом картины, он написал для съемочной группы уникальное сочинение «Морская служба XVIII века», описав все, что надо знать режиссеру и постановщику. По его чертежам построили макет корабля восемнадцатого века, верх водрузили на стальную баржу, она болталась с высокими деревянными постройками в Одесском порту, и люди с волнением следили, как поднимался на нее по неудобному трапу адмирал на костылях. Режиссер забыл, что этого человека нет ноги, что ему ежедневно делают инъекции, что он мучительно болен и его жена временами спит около его кровати на полу, чтобы не оставлять его не на секунду. И вот однажды в съемочной группе просматривали отснятый материал. В темноте зала Ромм не видел Исакова. Но когда внезапно зажегся свет, он увидел, что Исаков сидит пепельно-белый, с бесцветными губами и пот течет с его лба…»
Так переживал адмирал Исаков правдивость отснятых для фильма эпизодов, так отразилось в нем огромное чувство любви, уважения адмирала флота Советского Союза к адмиралу Ушакова. Он гордился им, патриотом земли русской, его мужеством, его славой, любовью к матросам, Родине.
Большую поддержку в создании фильмов об Ушакове Рому и всему съемочному коллективу оказал народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал Николай Герасимович Кузнецов.
Вот что писал Михаил Ромм, обращаясь к нему по завершении работы над фильмами:
Москва, 7 сентября 195З г. Я уезжаю сегодня в Севастополь - показывать черноморцам «Корабли штурмуют бастионы» - и перед отъездом мне захотелось написать Вам несколько слов. Ваш Михаил Poмм. |
Роль Ушакова в обоих фильмах играл известный киноартист Иван Переверзев. В своих воспоминаниях он писал: «Мы стремились сделать образ Ушакова Жизненно правдивым. Изучая материалы и документы, связанные с жизнью замечательного флотоводца, я понял, что одной из основных черт его характера была большая любовь к русскому матросу. Это качество я взял за основу, создавая образ».
И. Переверзов в роли Адмирала Ф.Ф. Ушакова
О внешнем образе при исполнении роли Ушакова Переверзев говорил, что его гримировали, пользуясь скульптурным портретом Ушакова, созданным М.М. Герасимовым.
Иван Федорович Переверзев знал о том, что Ушаков похоронен в Темниковском районе, об этом он писал в своих рассказах-воспоминаниях «Путь к экрану». А узнав, что в Темникове, в краеведческом музее, есть экспозиция, посвященная адмиралу, и что для нее разыскивается все, что связано с именем Ушакова, прислал и свою фотографию. На ней актер изображен в роли Ушакова. На фотографии сделана следующая надпись:
«Дорогие мои земляки-темниковцы! Я это говорю с гордостью, ибо нас породнил великий Федор Ушаков! Он положил Черное море к ногам России. Я преклоняюсь перед вами, потомками Ушакова. С любовью, всегда ваш Иван Переверзев (Федор Ушаков). 10 декабря 1973 года».
В научно-литературных трудах по биографии Ушакова важное и, можно сказать, особое место занимает книга А.М. Станиславской «Политическая деятельность Ф.Ф. Ушакова в Греции».
На основе огромного количества архивных материалов, греческих и французских источников, автор обстоятельно раскрывает взгляды Ушакова на государственную организацию республики Семи Соединенных островов, роль Ушакова в истории борьбы различных сил внутри Ионической республики, связи Ушакова с борцами за национальное освобождение греков. Политическая практика Ушакова во время пребывания его на освобожденных им от французов островах отличалась прогрессивными чертами.
В заключение своей книги А.М. Станиславская писала: «Ушаков – флотоводец, новатор, победитель в сражении за Корфу – принадлежит истории русского военно-морского искусства… ищущий, размышляющий, отстаивающий свои убеждения… покровитель клефтов (клефты – участники вооруженных отрядов, боровшихся против турецких поработителей)… искренний друг греческого народа вписал свое имя в историю связей России с Грецией».