Память праведному Феодору праздновать в день его кончины 2(15) октября и в день прославления - 23 июля от стиля (5 августа по новому стилю).
Божией милостью смиренный Варсонофий, Архиепископ Саранский и Мордовский.
(Из деяния о канонизации праведного Феодора Ушакова (1746 - 1817), местночтимого святого Саранской епархии).
Долгие годы считалось, что прижизненного портрета адмирала Ф.Ф. Ушакова нет. Накануне празднования третьей годовщины его прославления в лике местночтимых святых Саранской епархии под именем праведного война Феодора выяснилось, что такой портрет в нашем музее имеется и, мало того, более полувека соседствует с документальным портретом адмирала.
Документальный портрет от профессора
18 августа 1944 года по распоряжению Народного Комиссара Военно-Морского флота могила Ушакова в Санаксарском монастыре была вскрыта. Работами по вскрытию руководил советский антрополог, археолог и скульптор, член-корреспондент АН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Государственной премии, доктор исторических наук, профессор М.М. Герасимов. С 1937 года он работал старшим научным сотрудником института истории материальной культуры, разработал метод восстановления мягких тканей на основе черепа.
В течение 20 лет он заведовал лабораторией пластической реконструкции института этнографии АН СССР. Им реконструированы 200 лиц, в том числе 22 - исторических. Среди них: Ярослав Мудрый (ок. 978 - 1054) - Великий князь Киевский; Тимур (1336 -1405), среднеазиатский полководец; Улугбек (1394 - 1449), внук Тимура, знаменитый астроном; Иван Грозный (1530 - 1584); Фридрих Шиллер (1759 - 1805); Хаджи-Мурат.
В своей работе «Основы восстановления лица по черепу» (1949 г.) М.М. Герасимов подробно описывает, как велась работа над созданием документального портрета адмирала Ушакова по сохранившемуся черепу. Автор прямо говорит о том, что был поставлен в трудное положение: «...надо было создать действительно документальный, максимально приближающийся к подлиннику образ Ф.Ф. Ушакова, одновременно надо было доказать, что широко известный портрет Ф.Ф. Ушакова, представляющий собой канонизированный образ адмирала, по существу даёт ложное, неверное представление».
Учёный рассказывает о том, что в александровскую эпоху в моде был живописный приём, называемый давидовский канон, по которому, в целях придания лицу благородства и якобы аристократизма, оно заведомо удлинялось, причём живописец всё же старался сохранить ряд индивидуальных черт портретируемого.
Бюст Ф.Ф. Ушакова работы М.М. Герасимова
Если вглядываться в портрет Ушакова работы М.М. Герасимова, то трудно не согласиться со словами автора, что портрет свидетельствует о значительной физической силе адмирала, большом уме, большой моральной воле, т.е. тех качествах, которыми и был наделён, по свидетельству современников, Ф.Ф. Ушаков. Как, впрочем, и лучшие представители Российского дворянства.
Адмиральский портрет от бабушки
История его передачи в Темниковский музей переплетена с документальным портретом Ф.Ф. Ушакова - бюстом адмирала работы М.М. Герасимова. Вот что рассказывает директор Темниковского историко-краеведческого музея им. Ф.Ф. Ушакова Н.Н. Зараев:
-Этим портретом долгое время владела моя бабушка - Александра Порфирьевна Васильева (умерла в 1981 году). Он висел на стене в горнице её дома. А попал портрет к ней совершенно случайно. После революции в Троицкую церковь нашего города собирали экспроприированные вещи из помещичьих усадеб и купеческих особняков всего уезда: мебель, ковры, зеркала, люстры, картины... Оттуда они раздавались темниковской бедноте по запискам райисполкома. Бабушке по такой записке и достался портрет. Она долго не знала, кто изображен на картине. Так, красивый барин в мундире. Спустя какое-то время краска на портрете начала трескаться и осыпаться. Так как до революции Александра Порфирьевна расписывала посуду в художественной мастерской фаянсового завода Самышкина, она решила сама отреставрировать картину. Подобрала краски и нанесла их на картину в некоторых местах. В 1947 году в Темников вновь приехал М.М. Герасимов. Он прочитал в школе лекцию для жителей города «Восстановление лица по черепу в результате пластической реконструкции» и подарил им гипсовый бюст Ф.Ф. Ушакова своей работы. Естественно, моя бабушка, увидев бюст, поразилась его сходству с портретом, который ей достался по разнарядке. И сразу же принесла портрет Ушакова в наш музей. С тех пор, с 1947 года, портрет и бюст Ушакова соседствуют. Итак, сомнений в том, что в музее экспонируется портрет Ф.Ф. Ушакова не было у нас более полувека. Но оставалось неизвестным кем и когда он написан.
Прижизненный портрет адмирала Ф.Ф. Ушакова
Последний вопрос снял Виктор Сидоров - председатель правления Союза художников России, народный художник СССР, председатель международной конференции Союза художников стран СНГ, действительный член Российской Академии художеств, лауреат Государственных премий СССР, РСФСР и России, профессор.
Будучи не столь давно в Мордовии, он посетил с группой художников Поволжья Темников и, разумеется, музей. А там попросил директора музея Н.Н. Зараева показать ему самые старые картины из имеющихся. Директор подвёл Виктора Сидорова к портрету Ушакова кисти неизвестного художника.
Профессор, детально осмотрев картину и краски на ней, уверенно сказал, что как специалист относит время её написания, судя по краскам, холсту и стилю письма, к началу XIX века. Заметил он, конечно, и слой «бабушкиных» красок. Кроме того, Сидоров посоветовал не медлить с реставрацией картины. Она вся в мелкой паутине трещин, и краска местами уже отслаивается.
Уезжая из Темникова художники оставили в Книге отзывов музея слудующую запись
Таким образом, теперь сотрудники музея, проводя экскурсии, могут с полным правом говорить об имеющихся в музее документальном и прижизненном портретах адмирала Ушакова.