Интересное об Ушакове :. Лица, «полные воинственной отваги...»
Выдающемуся русскому флотоводцу, адмиралу Фёдору Фёдоровичу Ушакову - его боевому пути и яркой личности посвящены десятки произведений литературы и искусства — повести, романы, кинофильмы и пьесы. А вот в изобразительном искусстве такие произведения крайне редки. И тем уместнее вспомнить, что одним из самых первых в отечественной живописи к образу великого флотоводца обратился наш земляк, художник Владимир Илюхин.
Картина «Встреча А.В. Суворова с Ф.Ф. Ушаковым в Севастополе» была создана более 50 лет назад, в 1952 году, но до сих пор не утратила ни своего исторического, ни художественного значения. Рядом с современными произведениями полотно смотрится вполне достойно, поскольку ценно своей достоверностью, профессионализмом исполнения и оптимистичностью содержания.
В. Илюхин «Встреча А.В. Суворова с Ф.Ф. Ушаковым в Севастополе»
…У самой кромки воды, на каменистом берегу Севастопольской бухты стоят два великих полководца Фёдор Ушаков и Александр Суворов. Два командующих армиями — сухопутной и морской вынесли свою ставку прямо на берег моря и на местности обсуждают плен возможных военных действий. Продолжается самая длительная в XVIII веке русско-турецкая война за независимость южных и закавказских земель России. Одну за другой берёт турецкие крепости армия Суворова. Уже пали и Рымник и Гаджибей, и Аккерман, и Измаил; флот Ушакова разгромил флот турецкий у берегов Анатолии, у Тендры и Керчи. Но необходимо заботиться и об укреплении новой базы русского флота — крепости Севастополь.
Немолодой, 60-летний Суворов — всё ещё подвижен, порывист, а его более молодой соратник Ушаков более сдержан, он спокойно, внимательно выслушивает советы пехотинца. Позади у 45-летнего Фёдора Ушакова — прямой и славный путь. Он, сын отставного военного, блестяще окончил Морской кадетский шляхетский корпус, плавал на Балтике, на Азовском и Чёрном морях, строил корабли и командовал ими. Лёгкую карьеру командира придворных яхт при дворе Екатерины II предпочёл доле военного моряка. Да и впереди у него, после Крыма, будет участие в знаменитом средиземноморском походе против наполеоновской Франции, победа при Корфу, создание республики семи Ионических островов. Он станет адмиралом, заслужит многие российские и иностранные награды. А выйдя в 62 года в почётную отставку, проживет последние годы в селе Алексеевка, под Темниковом, и найдёт свой последний покой у стен Санаксарского монастыря.
В.Д. Илюхин сумел остановить миг исторической встречи, он сделал центром композиции фигуры военачальников, показав их во весь рост, с низкой точки зрения, подчеркнув их значимость и непоказное величие. Они естественно объединены с фигурами адъютантов и солдата-артиллериста, охраняющего береговую пушку.
Особая ценность картины В. Илюхина — в её документальной правдивости и конкретности. При работе над полотном он долго изучал в библиотеках и музеях и портреты полководцев, и книги по фортификации XVIII века, и типы парусных судов, и оружие, и мундиры. Он изобразил даже подлинные личные вещи - саблю А.В. Суворова и подзорную трубу Ф.Ф. Ушакова. О серьёзной подготовительной работе свидетельствуют многочисленные эскизы, этюды, наброски и рисунки к картине. Поэтому образы полотна столь живы и убедительны.
Но не менее важен в картине и пейзаж, он — важнейшая составная часть её образа. Пейзаж здесь не просто служит фоном происходящему или позволяет развить пространство в глубину, уравновесить композицию, но служит эмоциональным и колористическим камертоном картины. Длительная работа художника в Крыму, в творческой группа маринистов, кропотливое изучение натуры, создание многочисленных этюдов позволили передать состояние природы в картине столь глубоко. Пейзаж бухты с высоким голубым небом, лёгкими облаками пронизан солнечным сватом и наполнен свежим ветром: удивительно богата сине-зелёная гамма морской воды, оттенённая белизной прибоя и тёмными, огромными валунами. Именно картина природы позволила создать в полотне ощущение скорой, грядущей победы, наполнить образ жизнерадостным настроением, романтикой, а также избежать штампа излишней помпезности. И потому Ф. Ушаков и А. Суворов предстали не как полководцы-победители на парада, а как типичные русские офицеры, с прекрасными лицами, исполненными ума и отваги. Как истинные труженики армии.
А что такое война, её тягостный труд и счастье победы — Владимир Илюхин знал по себе. Всего несколько лет назад он, молодой офицер, вернулся с фронтов Великой Отечественной войны. И жила в его душе радость одержанной победы, и не случайно именно это чувство он выразил в своей картине. В картине, которая стала и его личной победой, проверкой и таланта, и характера, к которой он так трудно шёл — через войну, через многие препятствия.
Война прервала его учёбу в Ленинграде, стала препятствием к завершению образования. И пришлось самостоятельно вспоминать забытое, восстанавливать упущенное, приобретать новые знания. И от появившегося у молодого художника сложного замысла — воплотить образ великого земляка, слава которого вновь возросла в годы Отечественной войны, именем которого назывались ордена и медали, которому посвящалось столько произведений — его упорно отговаривали авторитетные коллеги, не веря в его творческую победу. Но, преодолев все трудности, художник сумел создать зрелое тематическое полотно, ставшее классикой мордовского изобразительного искусства. Оно экспонировалось на всероссийской и всесоюзной выставках в Москве, было высоко отмечено критикой, а авторские повторения и варианты были заказаны для музея А.В. Суворова в Измаиле, для музея Краснознамённого Черноморского флота в Севастополе, для музея города Темникова.
А разностороннее дарование художника, проявившего себя и мастером композиции, портретистом и пейзажистом, хорошим рисовальщиком и одарённым живописцем, подтверждено всем дальнейшим творчеством В.Д. Илюхина, народного художника Мордовии и России, автора десятков превосходных полотен многих жанров.
Поделись ссылкой: