29 декабря 2013 года ветерану-фронтовику Михаилу Григорьевичу Чикину исполнилось 90 лет. Поздравить его с замечательным событием в жизни, а также выполнить почетную миссию и вручить поздравление Президента России Владимира Владимировича Путина пришли глава администрации района Игорь Николаевич Гамаюнов и председатель совета ветеранов войны и труда Светлана Михайловна Кудакова.
Главное богатство нашей страны - это люди. Особо ценным ресурсом являются долгожители. Именно на их долю выпало защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков, восстанавливать разрушенное войной хозяйство. При этом они воспитывали детей в труде и заботе, личным примером показывая жизнелюбие и доброту.
К приему дорогих гостей в квартире дочери Натальи подготовились с особым размахом: собрались дети, внуки, правнуки, накрыли большой стол, сервировали его праздничными блюдами. Михаил Григорьевич в пиджаке с многочисленными наградами, среди которых - орден Отечественной войны II степени и медаль «За победу над Японией» занял почетное место на диване. Пришелся кстати и альбом с пожелтевшими фотографиями, запечатлевшими на многие десятилетия молодого бойца стрелковых частей сухопутных войск Советской Армии.
Военная служба уроженца поселка Бочино началась в мае 1941 года в Дальневосточном стрелковом полку, который стоял на границе с Китаем. Здесь он отслужил 8 лет. Когда прогремели первые залпы войны, в числе лучших, имевших навыки стрельбы, был отобран для обучения в школе снайперов, после которой его выстрел стал настолько точен, что со ста метров попадал в натянутую проволоку. Это умение пригодилось бойцу на охране советско-китайской границы от проникновения японских захватчиков. Участвовал в освобождении китайских городов Ленкоу и Харбин.
- Я был личным снайпером командира полка, - комментировал снимки М. Г. Чикин. - Выбрать позицию было трудно из-за рельефа местности - вокруг одни сопки. Почти за каждой из них для русских солдат скрывались японские пулеметчики. Это были смертники, одной рукой пристегнутые к оружию. Противостояла пулемету обычная снайперская винтовка. Но Михаил Григорьевич точно попадал в цель с 500-600 метров. Десять дней длилась война с Японией. Военнопленных японцев после поражения конвоировали в Россию под прицелами снайперов (их задействовали на строительстве дорог). После окончания Великой Отечественной войны он прослужил в Советской Армии еще 4 года. Тогда приходилось снайперу встречать и провожать поезда с предателями родины, осужденными в лагеря на Колыме.
В 1949 году военную службу он сменил на трудовую деятельность в родной Пуште, устроившись работать в Мордовский госзаповедник имени П. Г. Смидовича. Оттуда и ушел на заслуженный отдых. Его помнят как честного и справедливого работника. «Правдолюб был еще тот, - вспоминает С. М. Кудакова. - Его побаивались и поручали ответственную работу председателя профкома и руководителя народного контроля».
Взгляд приковывали чучела птиц, расположившиеся на самых видных местах в квартире. Рядом с цаплей «увековечены» были даже курица и петух - наиболее удачно сделанные и понравившиеся самому мастеру. «Это мое любимое занятие, - поймав заинтересованные взгляды, сказал долгожитель. - Хотите, и вам сделаю».
Более пятидесяти лет назад Михаил Григорьевич Чикин самостоятельно по книгам освоил очень сложную технологию изготовления чучел животных. Это занятие увлекло его настолько, что в музее заповедника, где он работал, появилась новая экспозиция из чучел животных и птиц, здесь обитающих.
Ветеран одним из первых в районе получил сертификат на новое жилье по программе Президента РФ. Сегодня он окружен вниманием и заботой близких. «Наш папа - очень хороший отец! - расчувствовалась дочь Наталья. - Всегда дорожил семьей, отношениями. С мамой, которой теперь уже нет, они всю жизнь прожили душа в душу! Никогда не выпивал. Живет так долго, потому что много работал, всегда ходил пешком. Только шесть лет прошло, как не ходит на охоту. Мы очень любим его!»
Да, годы бегут неумолимо. И главное - прожить их так, чтобы тебя уважали и любили, как это делают в большой и дружной семье Михаила Григорьевича Чикина.