27 января исполняется 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Сегодня 20 темниковцев имеют статус «Житель блокадного Ленинграда». Среди них Ибрагим Ахмеджанович Кучаев.
Блокада Ленинграда, длившаяся с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, была трагическим периодом в истории города на Неве, когда только от голода погибло свыше 640 тыс. жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках, умерли в эвакуации. В окружение попало 2 млн. 544 тыс. населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, а также войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены. 8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А. Е. Бадаева.
По данным исторических архивов, больше всего граждан на Ленинградский фронт было призвано из Темниковского района. Но когда фашисты взяли Ленинград в кольцо блокады, в самом городе врагу противостояли старики, женщины и дети.
Сегодня на государственном уровне обсуждается вопрос введения статуса «Дети войны». Они не воевали с оружием в руках, но наравне со взрослыми ковали победу в тылу. Герою моего рассказа И. А. Кучаеву было неполных шесть лет, когда началась война. Родился он в Ленинграде в 1935 году. Вместе с семьей переносил тяжелейшие испытания блокадой, став живым свидетелем высочайшего героизма блокадников.
…В июне 1941 года из окон квартиры большой семьи Кучаевых в Ленинграде открывался вид на проспект, по которому ездили веселящие своими звонками трамваи. Были видны двери знаменитого Елисейского гастронома, тротуары, по которым на самокатах катались дети.
Безоблачное детство оборвалось, когда отец прибежал с работы и буквально прокричал на всю квартиру: «Война!». За окном также стали раздаваться возгласы: «Германия напала на страну!»
В семье Кучаевых росли двое сыновей (младшему Ряхиму было два года), жили также бабушка и две родные тети. Отца вскоре взяли на фронт, и главой семьи стала мама. Только она ходила получать по карточкам хлеб, выстаивая гигантские очереди. А вот чтобы привезти воду из Невы в огромных кастрюлях, брала с собой сына Ибрагима. Его же как старшего мужчину посылали помогать семье двоюродного брата, жившего неподалеку. С наступлением зимы надо было как-то обогревать квартиры. И люди, в первую очередь, жгли мебель в самодельных печках.
Сегодня И. А. Кучаев с болью в сердце вспоминает, как жил в условиях блокады нескончаемые восемь месяцев: трупы людей сначала собирали по улицам, свозили на Литейный проспект, складывали в кучи, а затем отвозили на Пискаревку и присыпали землей, опасаясь эпидемии весной. Если человек шел по улице и вдруг падал, ему уже никто не оказывал помощь. «Страшнее всего было по ночам, когда фугасные бомбы падали на крыши домов, все бежали, чтобы загасить их, - вспоминает И. А. Кучаев. - До сих пор помню лицо матери в страхе, когда объявляли о бомбежках. Она хватала нас за руки, и мы бежали в бомбоубежище. Лишь позднее я понял, почему маму охватывал ужас - «бомбоубежищем» служил подвал нашего многоэтажного дома. Никто не гарантировал, что бомба не попадет прямо в цель, и люди не будут заживо похоронены под грудами обломков».
И. А. Кучаев не знает, почему они и еще четыре семьи подлежали эвакуации. Зато до сих пор перед его глазами вновь и вновь возникает путь через Ладожское озеро по легендарной «Дороге жизни». Движущимся грузовикам с людьми направление указывали флажками солдаты - настоящие герои сражения за город Ленинград.
Родственники Кучаевых проживали в Мордовии, поэтому блокадники приехали в Темниковский район и поселились в с. Матвеево.
С восьми лет Ибрагим Кучаев начал работать в колхозе им. Калинина. Сначала помогал мужикам вручную сеять зерно. Позднее ему доверяли бороновать и пахать на лошадях. Работал на 12-рядных сеялках, поднимал мешки с зерном. Зимой трудился на току. И все - за трудодни. Помнит зеленый «хлеб» со свекольной ботвой или с сережками орешника. Такой хлеб можно было есть только, когда мама вынимала его из печи. Потом он превращался в камень. С постоянным чувством голода бывшие горожане, не имевшие на дворе какой-либо скотины, прожили до 1950 года.
Так сложилось, что в 1950 году И. А. Кучаев вернулся в родной Ленинград. Получил специальность слесаря, затем - водителя и вернулся в Мордовию. В 1963 году его направили в Московскую партийную школу, где он стал агрономом с партийным уклоном. Закончил Горьковскую партийную школу. Избирался секретарем парткома колхоза в с. Аксел, председателем Булаевского колхоза. После шести лет в должности начальника Темниковской ПМК, специализирующейся на механизации животноводческих ферм, в 1980 году был назначен начальником автоколонны. Это были годы стабильной работы предприятия, обеспечивающего жизнедеятельность разветвленной сети транспортных артерий района. Свою трудовую деятельность И. А. Кучаев закончил в 63 года заместителем начальника районного управления сельского хозяйства по кадрам. Он прошел путь от рядового до руководителя предприятия.
Сегодня день пенсионера И. А. Кучаева заполнен общением по телефону с товарищами, знакомыми. Из-за проблем со зрением отказывает себе в чтении газет, зато смотрит телевизор. Интерес вызывают в основном новостные передачи. В эти дни с большим волнением следит за беспорядками на Украине, в Киеве, уверенный в том, что участвующие в противостоянии люди не знают, как велика цена мира на Земле!