1670 г. октября 10. — Расспросные речи в полковом стане воеводы Ю. Долгорукова участников восстания, взятых в плен при с. Кременках Кадомского уезда, о движении населения в Саранском, Темниковском, Арзамасском и Шацком уездах.
179-го октября в 10 день. К боярину и воеводе ко князю Юрью Алексеевичю Долгоруково прислал ис посылки товарыщ ево думной дворянин и воевода Федор Иванович Леонтьев взятых воровских казаков, которые взяты на бою у села Кременок, и те воры роспрашиваны порознь.
Ясаул Андрюшка Осипов в роспросе сказался — Саранского уезду, новокрещена Лаврентьев крестьянин Сафарова. Тому недели з 2 присылал под Саранск вор Стенька Разин донской казак, а как ево зовут, того не ведает. И взял де город Саранской приступом и воеводу Матвея Вельяминова убил, и которые жилетцкие люди служили великому государю, и тех побил. А были де в то время с тем вором и город взяли синбирские и Синбирской черты казаки и стрельцы. И саранских тюремных сидельцов, взяв город, распустили. А в Саранску де остался тот воровской донской казак, а от себя послал тюремного сидельца Федьку Сидорова и велел де ему быть атаманом. И он де, едучи ис Саранска, по дороге збирал вольницу в казаки. И он де, Андрюшка, с товарыщи своими, собрався человек з 200, пошли с ним, вором, и выбрали де ево, Андрюшку, товарыщи ясаулом. И идучи по дороге к Темникову, помещиковы и вотчинниковы дворы грабили и разоряли и в Темникове были, и дворы грабили и животы имали. А он де, Андрюшка, был в то время для воровства в уезде и грабил и, приехав в Темников, был 2 дня. А атаман де Федька, собрався с воровскими казаками, послал ево, Андрюшку, в село Кременки. А с ним де было воров с 500 человек, да с атаманом з Данилком Сидоровым было з 200 человек, да в селе де Кременках собралось воровских же казаков того села и из ыных с 300 человек. Да к ним же де приходили Арзамаского уезду села Пуза крестьяне 10 человек и привезли бочку вина, а хотели быть к ним в казаки из того села 200 человек, а хто де имяны приходили, того он не ведает. Да те ж де крестьяне им говорили. — Будет де с того их села тех двусот человек мало, и они де все пойдут по головам. И собрався де они, воровские казаки, хотели стоять в селе Пузе от Арзамаса в 20 верстах и ждать государевых ратных людей, которые идут в полк с Кадомской дороги. И государевы де ратные люди, пришед в село Кременки, их побили. Да к ним же де пришел ис Темникова на помочь ясаул Лаврентьев крестьянин Сафарова Исайка Фадеев, а с ним де пришло воровских казаков с 500 человек. И тех де воровских казаков в селе Кременках Великого Тосударя ратные люди побили ж. А оттоман де Федька Сидоров и есаул Исачка убиты ль или ушли, того он не ведает.
Да ему ж де, Андрюшке, воровские казаки сказывали, что в Шатцком де уезде ходит баба ведунья, вдова, крестьянка Темниковского уезду Красной Слободы, и собралось де с нею воровских людей 600 человек, И ныне та жонка и с воровскими людьми в Шатцком уезде, а из Шатцкого хотела итти в Касимов. Да он же де, Андрюшка, слышел от донских воровских казаков, что вор Стенька Разин стоит на Волге под Синбирским недели с 3. А где де ныне тот вор, того он не ведает. А на воровство де к донским казаком всяких чинов люди шли из воли. А в Темникове де оставлен старшина ис темниковских посадцких людей, а хто имянем, того он не ведает.
Приводной же человек в распросе сказался — темниковской обыз, мурза Смаил Исяшев сын Соколов. Тому де с неделю пристал он к воровским казаком с товарыщи своими, 30 человек, волею, и были в селе Кременках для воровства. И товарыщи де ево государевы ратные люди побили, а ево взяли. А в ыных де местех, где в зборе воровские люди есть ли и где вор Стенька Разин, того он не ведает.
Да темниковские ж мурзы и татаровя Дениско Борисов, Ишелейко Ертышев, Тимайко Ишелеев, Санбайка Елмасов в распросе сказали о воровстве те ж речи, что и абыз говорил.
А достальные воровские казаки, 7 человек, в распросе сказались Темниковского уезду розных помещиков крестьяня. Собрал де их саранской тюремной сиделец атаман Федька Сидоров да ясаул Андрюшка Осипов из розных деревень. И они де с ними пошли на воровство волею, а збирались в Темникове и, собрався, пошли в село Кременки. Да с ними ж де збирались на воровство в село Кременки из розных сели и из деревень крестьяня и, собрався, хотели итти к Арзамасу. И на них де пришли великого государя ратные люди и их братью побили, а их взяли. А в ыных де местех воровские люди в зборе где есть ли и вор Стенька Разин где, того они не ведают.
И ясаул Андрюшка пытан и огнем зжен, а с пытки и с огня говорил прежние свои речи. А прелесное де письмо дал ему атаман Федька, а писал де то письмо темниковской подьячей, а как зовут, того он не ведает, а тот де подьячей ныне в Темникове. И с тем де письмом он, Андрюшка, ездил по уезду и имал на воровство охочих людей, которые похотели, и с ними воровал. А про Стеньку де Разина слышал он тому недели с 3, что он был на Волге, а где ныне, того не ведает.
А темниковской абыз пытан же и огнем зжен. А с пытки и с огня говорил о воровстве прежние ж свои речи. Да он же де слышал, что старица собрала к себе воров з 200 человек и пошла на воровство в шацкие места. А какова чину та старица в мире была, и откуды, и какие люди с нею собрались, и где она ныне, про то подлинно не ведает. А в Темникове де и в Кадоме теперь воров в зборе нет; что было, и те побиты с ними вместе, а что зберетца после, и про то оне не ведают,
Комментарии:
Расспросные речи — это следственные материалы, которые обычно брали с пленных под пыткой. Показания А. Осипова — первое свидетельство об Алене. Он ошибочно указывает местожительство Алены. Она жила в Выездной слободе под Арзамасом, а не в Красной. Ценным является его свидетельство о пути отряда под ее командованием в Шацкий и Касимовский уезды, а также указание на численность ее отряда. Неточно указано им времени пребывания С. Разина под Симбирском. Он там был с 5 сентябре по 4 октября 1670 г.
Абыз означает образованный человек. Старица — монахиня.