1670 г. декабря 6. — Отписка полкового воеводы Ю. Долгорукова в приказ Казанского дворца о вступлении его в Темников и о показаниях пленных относительно действий восставших в городе и уезде.
Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю... (т.) холоп твой Юшка Долгоруково челом бьет.
Декабря (В тексте: ноября) государь, в 2 день к тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю... (т.), писал я, холоп твой, ис села Кременок с сеунщиком з жильцом с Силою Лихаревым, что по твоему великого государя указу пойду я, холоп твой, ис села Кременок с твоими великого государя ратными с конными и с пешими людьми к Темникову декабря в З день.
И декабря, государь, в 4 день, не дошед до Темникова за 2 версты, встретили нас, холопей твоих, города Темникова протопоп и приходских церквей священницы и диакони, и темниковские всяких чинов люди, и уездных церквей священницы и крестьяне со святыми иконами и со кресты. И били челом тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю... , а нам, холопем твоим, говорили с великим плачем, что де, государь, они у воровских людей в Темникове и в Темниковском уезде были поневоле и воровские люди их разоряли. А которые де, государь, грацкие и уездные люди с ворами были и воровали, и тех они, изымав, приведут, а которые с ними, и тех укажут. И чтобы ты, великий государь, их пожаловал, не велел на них своих великого государя ратных людей посылать и их разорять, а они де, государь, впредь к воровству не пристанут.
И по твоему великого государя указу велели мы, холопи твои, темниковских грацких людей и темниковского уезду вотчины стольника князя Василья княж Федорова сына Одоевского села Девичья Рукава да стольника князя Михайла княж Петрова сына Черкаского села Ельников и иных многих сел и деревень крестьян в Темникове привести к вере в соборной церкви по чиновной книге, что им впредь к воровству и ни х какой шатости не приставать.
И темниковцы ж грацкие посадцкие люди и уездные священницы и крестьяня привели к нам, холопем твоим, Темниковского уезду села Акселу попа Сану да розных сел и деревень крестьян 18 человек, которые с ворами были вместе и против твоих великого государя ратных людей на боех бились и бунты многие заводили, и домы грабили, и многих женского полу чинили поругание, а иных запытали до смерти. Да темниковцы ж грацкие люди привели к нам, холопем твоим, вора и еретика старицу, которая воровала и войско себе збирала и с ворами вместе воровала, да с нею ж принесли воровские заговорные письма и коренья. И мы, холопи твои, того приводного попа и крестьян роспрашивали и велели пытать и огнем жечь. А в роспросе и с пытки поп и крестьяне в воровстве винились и говорили, что де, государь, они с твоими великого государя ратными людьми в селе Кременках и в селе Веденяпине на боех бились. Да поп же сказал, что де он в Темникове пытал церковного дьячка Лучки Нестерова жену из животов, и с пытки де та Лучкина жена умерла.
А вор старица в роспросе и с пытки сказалась.— Аленою зовут, родиною де, государь, она города Арзамаса, Выездные слободы крестьянская дочь, и была замужем тое ж слободы за крестьянином; и как де муж ее умер, и она постриглась. И была во многих местех на воровстве и людей портила. А в нынешнем де, государь, во 179-м году пришед она из Арзамаса в Темников, и збирала с собою на воровство многих людей и с ними воровала, и стояла в Темникове на воевоцком дворе с атаманом с Федькою Сидоровым и ево учила ведовству.
И мы, холопи твои, того приводного попа и крестьян за их воровство велели казнить смертью, повесить около Темникова, а вора старицу за ее воровство и с нею воровские письма и коренья велели зжечь в струбе.
Да того ж, государь, числа извещал нам, холопем твоим, Василей Челищев.—Объявился де в Темникове бывшаго темниковского протопопа Данила сын ево поп Пимин. А пришол де он, с Москвы без твоего великого государя указу в то время, как были в Темникове воровские люди, и сказывал им о всех ведомостях, что слышал на Москве ис полков. И заводил в Темникове составные челобитные, и служил в соборной церкви без благословения великого господина святейшаго Иоасафа, патриарха Московского и всеа Росии, а велел де, государь, ему служить атаман Федька Сидоров, и молил бога за бывшего Никона патриарха и за воровских казаков. А темниковский протопоп Перфилей нам, холопем твоим, сказал.— Тот де поп Пимин из Темникова бежал в то время, как присыланы сыщики сыскивать про отца ево, бывшаго протопопа Данила, а где был, про то де он не ведает. И тому де, государь, недели з 2 тот поп пришел в Темников и был у атамана у Федьки Сидорова, и тот де атаман велел ему служить в соборной церкви. И он де, протопоп, служить ево пустить не хотел, и поп де Пимен ево, протопопа, устращивал и похвалялся бывшим Никоном патриархом и воровскими казаками и тем многих грацких людей устращивал.
И тот поп роспрашиван и пытан, и в роспросе и с пытки сказал. — С Москвы де он ушел и прибежал в Темников, и был с воровскими людьми у атамана у Федьки Сидорова. И в том де он перед тобою, великим государем, виноват, про бывшего патриарха Никона похвальные слова говорил и молил бога за него и за воровских казаков. А отец де ево, бывшей темниковской протопоп Данило, живет на Москве, укрываясь от ссылки у сына своево, Хлебного приказу у подъячево у Макара. И мы, холопи твои, того попа за ево воровство велели у Темникова повесить.
Комментарии:
Это единственное достоверное свидетельство об Алене. В отписке передан ее допрос. Она родилась в крестьянской семье в Выездной слободе под Арзамасом. Вышла замуж, овдовела, постриглась в монастырь. Затем бежала из монастыря к восставшим. Лечила людей кореньями и травами. Была, очевидно, грамотна: у нее были отобраны «воровские письма», так назывались прокламации или прелестные письма, а также коренья. Темниковом она управляла вместе с Федором Сидоровым почти два с половиной месяца. Судя по числам, Алена была сожжена в срубе заживо по приказу Долгорукова 5 декабря 1670 г.