Аксельская ферма расположена справа от дороги, как въезжаешь в село со стороны Тархан. Созерцая хозяйственные дворы и постройки, сразу представляешь, откуда молоко и каким трудом телятницы, скотники и доярки его «добывают», прежде чем оно попадает на наш стол. Об одной из таких тружениц я и хочу рассказать.
Погожий мартовский денек уже тонул в солнечном вечернем свете - самое время дойки. Галина Ивановна Кунакова встречала меня у входа в коровник. С улыбкой, в домашнем стареньком, но еще ярком разноцветном халате (в котором, думаю, её очень любят животные) она выглядела счастливейшим человеком. А по-другому и быть не могло, ведь за два дня до нашей встречи ей исполнилось 55 лет.
Юбилей отмечали широко, в местном Доме культуры. Родственники, друзья, коллеги нашли самые добрые и теплые слова поздравлений и пожеланий, очень нужные каждому человеку! Жаль, конечно, но праздники имеют обыкновение заканчиваться. Сегодня - очередной рабочий день, волосы послушно убраны под платок, пытлив сосредоточенный взгляд. О грязном крестьянском труде напоминают лишь резиновые сапоги - круглогодичная обувь доярки - да обветренные в трещинках руки, взглянув на которые сразу можно понять, кем работает женщина.
«Пойдемте, покажу вам свою группу, - охотно завела она разговор. - Коровки у меня молоденькие, только в прошлом году набрала стельных телок. Вот - Вишенка, моя любимая. Все черно-белые, а она коричневая. Правда, ведь красавица?». Завидев меня, рогатая скотина перестала жевать только что розданное сено, потянула носом… «Чужая, - объяснила хозяйка, - по запаху чует».
Что можно учуять в том въедливом воздухе, которым наполнен коровник, знают только животные! Уже через сорок минут я сама пахла перепревшим силосом, сеном, навозом и была вполне «своей». «Вакуум ровно в шесть подадут, тогда и начнем», - сообщила Галина Ивановна.
Доярки приходят на ферму заблаговременно, потому что надо на коров посмотреть, а их в группах по 50 голов, оценить состояние каждой и, если требуется, позвать ветеринара, затем поговорить, погладить, стойло почистить перед дойкой, вымя подготовить.
«Корова, как и человек, ласку любит, доброе слово ценит, - рассказывает Галина Ивановна, между делом сгребая на ленту навоз специальным скребком. - Чуть что не так - молока сразу меньше дает. И режим привыкла соблюдать. Как-то света не было, и дойку перенесли часа на два, так молока чуть ли не в два раза меньше, чем обычно, надоили. Часы перевели, корм поменяли - опять коровы несколько дней настраивались. В прошлом году, когда нужно было первотелок раздаивать, мы их с сыном сначала за задние ноги привязывали. Оказалось, напрасно. В этот раз мне повезло, молодые коровки были очень смирными. Обучение прошло быстро. Сначала они привыкли к рукам, потом - к стационарному доильному аппарату, а затем - и к вакуумному».
Сыновей у Галины Ивановны двое: старший тридцатипятилетний Женя, повар по специальности, живет в Санкт-Петербурге, младший Вася (помогавший матери раздаивать коров) перед армией получил в Нижнем Новгороде профессию сварщика, сейчас служит на Дальнем Востоке, отдает свой долг Родине. Дочь Елена – бухгалтер, но работает начальником отделения связи в Акселе. Живет отдельно со своей семьей, имеет сына. Во внуке Дениске бабушка души не чает.
В то время, когда я рассматривала путавшихся под ногами многочисленных воробьев, пировавших в трухе от сена, доярка вдруг окликнула меня и спросила: «Вы думаете, я всю жизнь здесь работаю?» Рассказ длиною в жизнь оказался коротким, но впечатляющим.
Родом Галина Ивановна (урожденная Тимаева) из Матвеева. Школу оканчивала в Акселе, где и познакомилась со своим будущим мужем Александром Кунаковым. В армии он служил в Риге. Прибалтика понравилась чистотой, климатом, порядком. Вернулся. В это время подруга уже год как работала в «Орбите» сборщиком микросхем, предварительно окончив Саранское училище. Несмотря ни на что, она согласилась выйти замуж и уехать в Ригу.
Оба устроились работать в домоуправление. Он - слесарем-сантехником. Она - дворником. Получили ведомственное жилье. Все устраивало. Так и прожили 14 лет. «Двое детей у меня «рижских», - смеётся вечная труженица, - и один «темниковский». А вернулись мы 1992 году после распада СССР. Нам как раз собирались дать квартиру, но требовали сменить советское гражданство, а для этого сдать экзамены на знание латышского языка и истории. Делать этого не хотелось. А тут еще свекор умер. Свекровь и предложила вернуться на Родину. Тогда я и стала дояркой, причем потомственной, так как и моя мать, и свекровь всю жизнь работали доярками».
С тех пор прошло 22 года. Много воды утекло. Муж умер. Дети выросли. Живет Галина Ивановна с матерью и также трудится на ферме. Подъем по расписанию в 5 утра и - к любимым коровкам, у каждой из которых есть свое, по характерным чертам придуманное имя. И так круглый год с одним выходным в неделю. Дома - куры, поросята. Жизнь продолжается. А как же иначе?!