Петр Петрович Полшков является музыкальным руководителем оркестра Государственного ансамбля песни и танца «Умарина», сочиняет музыку, с гастролями объехал полмира. Он - уроженец Темникова. Окончил музыкальную школу им. Л. И. Воинова по классу «Баяна» и после 8 класса средней школы поступил в Саранское музыкальное училище. А как все начиналось, спросили «ТИ» спустя 30 лет?
- Впервые звуки баяна я услышал на музыкальных занятиях в детском саду - мы маршировали под аккомпанемент замечательного педагога В. А. Дмитриева. Дома все продолжалось, но уже на детском стульчике, который я ставил на колени и, копируя музыканта, «играл» своим старшим сестрам. Никто и подумать не мог, что эти музыкальные занятия будут в моей жизни судьбоносными.
Однажды школьником я вновь услышал звуки гармони, стоя на обрывистом берегу Мокши. Кто-то за рекой играл нежную протяжную мелодию, которая наполняла душу чем-то особенным. Придя домой, я спросил у мамы: можно ли мне научится играть на гармони? И уже на следующий день она привела меня в музыкальную школу, где нас встретила замечательный педагог, в то время директор музыкальной школы - Е. П. Акимова, которая, несмотря на конец сентября, приняла меня заниматься в свой класс «Баяна». В старших классах моим педагогом был Е. А. Баранов. Нужно сказать, что на протяжении всей жизни мне очень везло на прекрасных педагогов-наставников. Никогда не сотрутся из памяти уроки В. А. Обуховой, Т. В. Долженковой. А репетиции оркестра вел сам Ю. Н. Тараканов. В общеобразовательной школе, а я учился в городской №2, старался не только хорошо учиться, но и участвовать в конкурсах художественной самодеятельности.
В 1982 году я поступил в Саранское музыкальное училище на народное отделение. Только там, попав в класс заслуженного учителя Мордовии П. В. Криворотова, я понял, как много надо работать над собой, чтобы стать настоящим профессионалом.
На инструменте приходилось заниматься по 6-8 часов в сутки, и уже к концу второго курса стал одним из сильнейших баянистов училища. На третьем курсе был участником конкурса молодых исполнителей в г. Ульяновске, где открыл для себя новый уровень владения инструментом.
Своим образованием обязан заслуженному работнику России В. М. Криворотовой, заслуженному деятелю искусств России Г. Г. Вдовину, которые вложили в меня не только свой труд, но и частицу своей души.
- Где вы начинали свою трудовую деятельность?
- В с. Александровка Лямбирского района директором Дворца культуры. Приходилось много работать, чтобы действовали кружки, духовой оркестр, вокально-инструментальный ансамбль, ансамбль песни и танца. Спустя два года меня направили на работу в Дом культуры Атемарской птицефабрики.
Атемар - одно из крупнейших сел в Лямбирском районе, но музыкальная школа, открытая в 1978 году, к нашему приезду в 1988 году была на замке. Пришлось начинать все сначала: я стал заниматься фабричной самодеятельностью, а супруга Ольга - восстановлением музыкальной школы. Уже через месяц в школе зазвенели детские голоса, а спустя полгода запел хор птицефабрики под аккомпанемент оркестровой группы, заиграл молодёжный вокально-инструментальный ансамбль. Прошло немного времени, и художественная самодеятельность Атемара стала лауреатом, дипломантом, призёром различных конкурсов и фестивалей. А через три года музыкальная школа была переименована в школу искусств.
- Кто-то из ее выпускников связал жизнь с музыкой?
- Конечно. Из первого моего выпуска по классу «Баяна» Миша Бурячек закончил Российскую Академию им. Гнесиных и работает в московском ансамбле народной песни «Талица» на одной сцене со звёздами и мировыми знаменитостями. Виртуозы Алексей Мещеряков и мой сын Максим Полшков на протяжении нескольких лет завоевывали звания на республиканских и региональных конкурсах Поволжья. Максим пошел по моим стопам, окончив Саранское музыкальное училище и педагогический институт.
Сейчас более половины преподавательского состава школы искусств - наши выпускники. Среди них - и моя дочь Анна. После музыкального училища окончила с красным дипломом Академию музыки им. Гнесиных. Созданный ею ансамбль народной песни «Колорит» побывал на международных конкурсах в Польше, Болгарии, Венгрии, Австрии, Эстонии, Финляндии. В 2012 году Ане был вручен Международный Символ Профессиональности как лучшему преподавателю года. Вместе с этим поступило приглашение войти в состав жюри международных конкурсов-фестивалей. Она также работает в Институте национальной культуры, где является руководителем фольклорного ансамбля «Гайги моро».
Время летит. Дети уже выросли, выучились, стали самостоятельными людьми. Пришло время создавать свои семьи. Волею судьбы сын встретил свою половинку в университете, случайно зайдя к сестре на репетицию фольклорного ансамбля, участницей которого была задорная, неугомонная Аня - уроженка Пензенской области. Так в нашей семье появилась ещё одна Анна Полшкова. И вот, несмотря на всю занятость, это творческое трио по приглашению городского Центра культуры г. Саранска создаёт свой новый коллектив - театр песни «Отрада».
- Петр Петрович, расскажите о себе сегодняшнем.
- Работаю музыкальным руководителем оркестра Государственного ансамбля песни и танца «Умарина», с которым успел побывать на гастролях в Польше, Германии, Франции, Испании, а также во многих городах России от Омска до Калининграда. Как и в любой творческой профессии, много работаю дома, так как все замыслы руководителей хоровой и танцевальной группы, художественному руководителю коллектива нужно суметь воплотить в музыке. За 3 года в ансамбле я написал музыку к трем танцам: «Праздничная», «Гуляночка» и «Сельский пляс», сделал аранжировки к вокально-хореографическим постановкам «За победу!» и «Россия» (к 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства), а также много других произведений для солистов, дуэтов, ансамблей. И, конечно, в роли первых слушателей моих творений всегда выступает строгое жюри - моя семья. Это самое главное, что может быть в жизни человека. Надо всем держаться за руки, и тогда никакой ветер в лицо не будет преградой на пути к новым целям.
П. П. Полшков с баяном во время выступления ансамбля «Умарина» на гастролях во Франции
У детей впереди - вся жизнь с её бурным течением, неожиданными поворотами и новыми пристанями. Ну а нам, родителям, нужно просто помочь направить в нужное русло этот бурлящий поток энтузиазма и своими добрыми делами доказать, что, несмотря ни на какие преграды и подводные течения, жизнь прекрасна!