29 апреля, накануне Первомая, Татьяне Яковлевне Петровой из Армеевки, что в нескольких километрах от Старого Ковыляя, исполнилось 79 лет. В ее судьбе удивительным образом переплелись не только весна, труд, но и победный май.
Ей было всего 9 лет, когда отец - второй секретарь Ельниковского райкома партии - ушел на фронт, оставив дома жену и шестерых маленьких детей. Лейтенант очень волновался о семье, и при каждом удобном случае писал с фронта письма - в деревню Молчаново, которая граничит с Темниковским районом. Там Татьяна Яковлевна окончила 2 класса школы.
Накаленная атмосфера военного времени передавалась и детям, которые, не дожидаясь рассвета, в 3 часа утра шли работать в поле наравне со взрослыми.
- Мы бороновали озимые на быках, жали вручную рожь, возили снопы, молотили зерно цепами, - все, как вчера было, - вспоминает Татьяна Яковлевна.
Но боль от кровавых мозолей и потрескавшихся не по возрасту детских босых ступней не смогла сравниться с душевной: из писем отца домой она знала, что он в День Победы, 9 мая, получил серьезное ранение в ногу.
Осенью ногу отняли так, что и протез нельзя было поставить. Домой отец вернулся на костылях, и дочка ни на шаг от него не отходила. А когда его назначили председателем колхоза им. Ворошилова, везде стала следовать за ним.
- Ранним утром лишь заслышу, что отец с постели поднялся, протерев глаза, бегу за ним в правление, запрягаю ему лошадь, еду с ним в поле, - вспоминает женщина. - На костылях мой отец прожил 45 лет.
Именно в те годы Таня полюбила шитьё. Стоило родителям уехать на базар в воскресенье, как она вынимала из сундука мамины запасы ситца и начинала кроить: сначала детские рубашонки и штанишки (без ширинок - для удобства), потом женские фартуки.
- Род наш был большой, - вспоминает рукодельница. - Раздаривала всё большой родне (в семьях в те годы было по 6-7 детей).
А вот искусство шитья мордовских платьев переняла от мамы и тети. И не думала, что это станет делом всей жизни.
В 19 лет, когда по направлению колхоза работала на торфоразработках в г. Дзержинске, девушке за ударный труд подарили швейную машинку. Тогда еще не знала, что именно благодаря ей да своему непревзойденному мастерству будет шить мордовским женщинам красивые платья на протяжении 60-ти лет (она и сейчас в работе) да украшать их лентами и тесьмой.
- Работая на торфоразработках, всем девчонкам, с которыми трудилась, сшила новые панары, а своим подружкам, как сейчас помню, купила даже сапожки под их новые наряды - белые, блестящие, - рассказывает портниха. - Работали мы там до упаду, но и получали прилично. Тогда я привезла из Дзержинска сапожки под новый панар и своей племяннице Насте.
Спустя годы муж этой самой Анастасии Н. Н. Балашов возглавил мордовскую диаспору в Севастополе, где они живут, и заказывал Татьяне Яковлевне сшить костюмы для их ансамбля мордовской песни.
В деревню Армеевка нашего района Татьяна Яковлевна переехала после замужества. Родила шесть сыновей. Работала свинаркой в колхозе «XXII партсъезда» на откормочнике в 300 голов, управлялась по хозяйству и обшивала всю округу мордовскими нарядами, порой не беря ни копейки за свой кропотливый труд.
В нынешнем гардеробе Татьяны Яковлевны я насчитала 20 платьев. С каждым из них связан свой жизненный этап: весеннее праздничное она обычно надевает на Пасху, вот это, в пышных розах, тоже нарядное – выходное (на свадьбы, гулянья), есть и повседневные, рабочие.
Силуэт платья - свободный, в виде распашонки, не облегает ни грудь, ни бедра. Тем и хорошо. Как утверждает мастерица, мордовские женщины всегда были в работе, а в этих платьях ничто не сковывает движений - удобно и не жарко в летний день. На самом видном месте в доме Т. Я. Петровой, наряду с фотографиями любимых и родных ей людей, - старинная фотография в рамке, где она, 19-летняя, - вместе с мамой. Обе - в платьях, сшитых руками рукодельницы. Дополняют наряды замысловатые головные уборы из-под которых выглядывают игриво уложенные по лицу промасляные «баки». - Чтобы повязать короной полушалок, надо было собрать на голове все цветы, а это - непростая наука, - говорит рукодельница. - На платки нашивали кисти, бисер.
Швейная машинка, которой уже 60 лет, работает исправно
Сегодня все изменилось. Вместо многочисленных пуговичек на кокетке платья присутствует молния, да и платок Татьяна Яковлевна завязывает, как обычно, - концами назад. Но все тонкости национального наряда она хранит в своей памяти, как и прожитые свои годы.