Только близкие Нины Ефимовны Шаниной знают, что на днях она справила восьмидесятилетний юбилей, собрав под крышей своего уютного дома самых дорогих людей. На свой возраст эта удивительная хрупкая, убеленная сединой, с ясными голубыми глазами женщина абсолютно не выглядит. 29 лет своей трудовой биографии Нина Ефимовна отдала Темниковской районной типографии.
Ее родители образования не имели, однако старались в своих детей вложить все самое лучшее, что может быть в человеке. Растили их в атмосфере трудолюбия, честности и взаимопомощи. Да и не могло быть иначе в довоенное время в семье, где было шестеро детей.
- Я родилась в с. Кременки Горьковской области. Не помню, почему, но мы часто переезжали. Волей случая оказались в п. Черный, который расположен в Темниковском районе. Маме с папой приходилось много работать, чтобы прокормить нашу большую семью. А потом началась война. В школу я ходила только в начальные классы. Великая Отечественная принесла много горя: на фронт забрали моего отца и двух братьев. Мы с мамой, сестренкой и братиком были вынуждены даже жить в лесу, когда мама работала на лесопилке. Выручала корова. До сих пор помню, как мама делала масло, а потом ходила в Саров (он еще не был закрытым городом) или в Темников, чтобы на вырученные от продажи деньги купить нам еду или одежду. Война закончилась. Домой вернулся только один брат, демобилизованный по ранению. Решил перебраться в Темников. О продолжении учебы в школе речи идти не могло. Сначала я нянчила маленьких брата и сестру, потом - детей старшего брата, а в 17 лет пошла на маслозавод. Работа была тяжелой: уходила к 6 часам, возвращалась домой за полночь. Нам приходилось разгружать огромные фляги с молоком, мыть их. Когда меня перевели в аппаратный цех, стало легче. В 1958 году, узнав, что в типографии есть место ученика наборщика, я решила устроиться туда. Поначалу работа была непривычной, но меня взялись обучать делу две прекрасные женщины – А. В. Кудакова и К. П. Немцова. Под их началом я осваивала эту профессию. В то время, да и сейчас мало что изменилось, работа в типографии была для интеллектуальных людей. И новички подтягивались. Здесь была своя атмосфера. Причастность к выпуску газеты накладывала на людей большую ответственность.
- В мои обязанности, - продолжает Нина Ефимовна, - входило набирать на линотипе отредактированный рукописный текст. Мало кто знает, до чего это было хлопотное дело! Нужно было составлять в колонки отлитые из свинца строки, собирать по буквам из касс заголовки. Так вручную верстали полосы и развороты, весили которые по 28 кг! Однажды случился со мной такой казус: собрав матрицы и клинья в строки, я забыла их закрепить, запустила печатную машину, и полосы рассыпались. Составить из рассыпанных строк 2-полосный разворот практически невозможно, легче набрать текст по новой. Хорошо, что коллектив у нас был дружный, в беде меня не бросили, помогли переделать работу.
Процесс набора и печати занимал очень много времени, поэтому мы трудились в 2 смены. Вечерами ко мне приходила дочка Наташа. Она очень внимательно наблюдала за моей работой, а слово «закладывай», то есть клади закладку через 100 напечатанных страниц, помнит до сих пор.
Незаметно для Н. Е. Шаниной подкралась пенсия. Появилось больше времени для родившейся внучки, для работы в огороде. Увлеклась рукоделием, радуя родственников связанными крючком ажурными шалями и спицами – теплыми носочками.
Н. Е. Шанина - с дочкой, внучкой и правнучкой
Летом дел много, а зимой, когда выпадает снег и остается только домашняя работа, она сетует на то, что нельзя так просто поехать, например, к сестре, ведь она живет в закрытом городе Сарове. Обе женщины заняты воспитанием правнучек, поэтому чаще они созваниваются, чем видятся. Но, по мере возможности, стараются навещать друг друга. А 3 года назад даже осмелилась в своем почтенном возрасте на поездку в Германию, чтобы навестить сына. Теперь живет добрыми приятными воспоминаниями. А ведь это замечательно, когда в 80 лет жизнь наполнена радующими душу воспоминаниями!