Герб Темникова
Темников Темников
Неофициальный сайт города Темников

1536 - 2024

ТемниковТемников
Меню сайта

Здесь стоит побывать

Полезные ссылки

ТемниковТемников
Санаксарский монастырь :. История монастыря

Назад

Следующим настоятелем Санаксарского монастыря был игумен Тихон (в миру Иаков Григорьевич Цыпляковский). Он происходил из духовного звания - был сыном священника села Гремячева Шацкого уезда Тамбовской епархии. По окончании, в 1860 году, курса Тамбовской духовной семинарии, некоторое время занимал должность делопроизводителя, но пребывание в миру не удовлетворяло Иакова Григорьевича, и он в 1864 году променял мирскую жизнь на подвиги поста, послушания и молитвы, для чего избрал Вышенскую пустынь, где был определен в число братии и 13 февраля 1866 года пострижен в монашество, а 27 июля рукоположен в иеродиакона.

В 1868 году по предложению Преосвященного епископа Феодосия перемещен в Тамбовский архиерейский дом и 11 сентября рукоположен во иеромонаха. Проходил должность ризничего, исправляя чреду священнослужения, но жизнь в губернском городе была не по сердцу искателю уединения и иноческих подвигов, вследствие чего иеромонах Тихон вскоре отправился на Афон с целью там остаться навсегда. Святитель Феофан, затворник Вышенский, хотя и благословил это намерение, но не особенно охотно, говоря: «В душе надо Афон устроить», - тем не менее, помогал странствию отца Тихона деньгами, советами и указаниями. Побыл отец Тихон и в Иерусалиме, но в конце концов вернулся в Россию, в родную Вышенскую пустынь. «При всем желании, - писал он о себе, - поклоннику святых мест не довелось остаться на Афоне... Недостало сил и решимости навсегда оставить родную Россию... Много нашлось и других причин немаловажных... Пришлось со скорбию-слезами, а затем радостно воротиться в родные края»

В 1874 году любителю уединения, никогда не искавшему, а напротив, избегавшему общественных должностей, вновь пришлось послушания ради расстаться с любимой Вышей, за назначением на должность казначея Лебедянского Троицкого монастыря, в котором исправлял два года и должность настоятеля.

В 1877 году 7 февраля перемещен в Тамбовский архиерейский дом, где был экономом. В том же году 26 марта удостоен награды наперсного креста. Состоял членом попечительства о бедных духовного звания.

В 1878 году 13 апреля возведен в сан игумена.

25 июля 1879 года общим собранием монашествующей братии Санаксарского монастыря избран настоятелем, что и было утверждено Священным Синодом 15 сентября того же года. Игумен Тихон был настоятелем Санаксарского монастыря до декабря 1884 года, после чего был переведен на настоятельскую же должность в Лебедянский Троицкий монастырь, а в 1886 вследствие расстроенного здоровья вынужден был подать на покой и окончательно поселился в Выше. Там он жил, уединившись в своей келии, которую оставлял лишь для посещения храма Божия и святителя Феофана. Великий затворник Вышенский избрал его своим духовником, и одно это уже свидетельствует о высоких духовных качествах отца Тихона.

Живя на покое, свободный от служебных обязанностей, игумен Тихон усиленно занимался составлением назидательных духовно-нравственных сочинений, из которых многие удостоились рассмотрения и одобрения святителя Феофана. Любовь к душеполезным книгам всегда была присуща игумену Тихону: так, в бытность свою на Афоне, им была собственноручно переписана, а затем привезена в Россию рукопись известной впоследствии книги «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу».

Игумен Тихон преставился о Господе 23 декабря 1896 года и погребен в Вышенской пустыне у алтарной стены Казанского собора. Заслуга его для Санаксарской обители прежде всего в том, что им составлены и изданы «Историческое описание монастыря» и «Жизнеописание старца иеромонаха Феодора...», которое он заканчивает следующими словами: «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их (Евр. 13, 7). Сими словами Апостола заключим жизнеописание нашего приснопамятного наставника, отца Феодора. Да упокоит Господь душу его в селениях праведных, со святыми преподобно подвизавшимися! Жизнь его была славна и делом и словом, поэтому и успение его со святыми. Молитвами его да приумножатся в обителях его Санаксарской и Алексеевской между учениками и ученицами дух истинной веры и благочестия, дух молитвенного подвижничества и трудолюбного послушания, дух искренней любви к Богу и ближним! Отец Феодор был истинным носителем этих даров Святаго Духа. Если обители его пребудут верными заветам отца своего, то Господь продолжит мирное существование их до назначенных им Божественным Его промыслом пределов».

В 1885 года настоятелем Санаксарского монастыря был игумен Амвросий (в миру Алексей Иванович Ворогушев), перемещенный на эту должность из Саровской пустыни. В 1893 году игумен Амвросий скончался, и настоятелем был избран иеромонах Феодосий с возведением в сан игумена.

Игумен Феодосий (Феодор Иларионович Мясников) происходил из крестьян села Даниловки Тамбовского уезда. Он подвизался в Санаксарском монастыре с 1866 года, пройдя путь от послушника до настоятеля обители. Настоятелем он был до декабря 1895 года, когда скоропостижно скончался, будучи проездом в Рязанском Спасском монастыре, где и погребен на монастырском кладбище.

В 1895 года настоятелем был игумен Августин (Александр Степанович Кривоногов). Поступил в монастырь в 1877 году из запасных каптенармусов лейб-гвардии Волынского полка.

В 1903 году награжден от Святейшего Синода наперсным крестом и палицей. В 1905 году назначен благочинным монастырей северных уездов епархии.

В 1911 году удостоен ордена Святой Анны третьей степени. В 1914 году возведен в сан архимандрита. При его настоятельстве малый одноэтажный корпус направо от колокольни, служивший мастерской для столярных работ, перестроен в 1903 году в жилой двухэтажный, а также возведена часовня над могилой адмирала Ф.Ф. Ушакова - в 1906 году. Сделаны и некоторые хозяйственные постройки: в монастыре, в деревне Алексеевке и на монастырском подворье в городе Темникове.

14 июля 1911 года Санаксарскую обитель посетил Преосвященнейший Кирилл (Смирнов), епископ Тамбовский и Шацкий. «...В святых воротах Санаксарского монастыря Преосвященнейший Владыка был встречен настоятелем игуменом Августином и братией с крестным ходом и последовал в верхний храм монастырского собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы. После молебствия архипастырь обратился к насельникам обители: «Мир вам, братия! И се, полн славы дом Господень (Иезек. 43, 5). Эти слова начертаны на арке, окаймляющей Царские врата вашего храма. Был, действительно, день, когда слава Господня наполняла храм Божий. Это было, когда царь Соломон просил Бога принимать в устроенном им Иерусалимском храме молитвы всех людей. Это было прообразом славы Христовой; пророк провидел времена Спасителя и указывал на славу тех времен, несравненную ни с какой славой. И когда здесь в христианском храме начертаны те слова, то тем указывается на славу Христову. Для того, чтобы слава Христова наполнила весь мир, нужно много времени. Эта слава явилась в великой силе в день сошествия Святаго Духа на апостолов. Под видимым действием Святаго Духа созидаются эти храмы, чтобы объединять здесь людей с Господом Богом. И вот Дух Святый, устроивший церковь, высылает своих посланников, сильных духом внутренним, но без внешнего блеска, просвещать людей светом Божественного учения, - и они обратили ко Христу сильных мира. Под влиянием проповеди этих посланников были сплочены воедино под водительством Христа и цари и подданные, и богатые и бедные, и философы и неученые. Но оставалось много людей, которые жили в трущобах со зверями, хотя имели назначение быть призванными в дом, исполненный славы Христовой. И вот к этим людям шли люди, уединившиеся от мира, но привлекавшие к себе мир.

История свидетельствует, что отшельники, поселившиеся в какой-либо глуши, привлекали к себе много людей и созидали храм, исполненный славы Господней. Так монастыри распространяли веру по самым глухим местам вселенной. В монастырях люди учились вере и отдыхали духом от мирской суеты. За это монастыри являются и сейчас любимым местом успокоения для жаждущих успокоения. И вот уповаем, что и в вашей обители сияет свет славы Христовой и ищущие находят утешение в общей молитве. И буди так до скончания века!»

15 июля в пять часов утра Его Преосвященство молился за ранней литургией в больничной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери. С девяти часов утра до трех пополудни Владыка обозревал лесное хозяйство монастыря, хозяйственные службы, монастырскую церковно-приходскую школу и братские кельи. Санаксарский монастырь владеет 238 десятинами прекрасного хвойного леса и 167 десятинами лиственного, обе лесные дачи расположены близ монастыря и содержатся в таком идеальном порядке, что их без преувеличения можно назвать парком. Вырубается только сухостой и бурелом; валежник, даже мелочь, употребляется на топливо для обители. Хозяйственные службы - амбары, скотные дворы, баня и кузница, - все каменные, прочные, покрыты железом и содержатся в хорошем порядке. Церковная школа помещается на опушке монастырского леса, близ деревни Алексеевка, для детей этой деревни. Школа прекрасная, деревянная, просторная, светлая, чистая, с квартирой для учителя. Школа выстроена и содержится на средства монастыря. Обучают до шестидесяти детей. Братские келии - просторные, сухие, светлые и чистые. В Санаксарском монастыре особенно доволен Владыка пением и церковным богослужением».

В 1915 году, по кончине настоятеля архимандрита Августина, общим собранием монашествующей братии настоятелем монастыря избран казначей иеромонах Александр, с возведением его в сан игумена.

Игумен Александр (в миру Георгий Андреевич Уродов) был последним перед разгромом обители настоятелем Санаксарского монастыря, здесь начал он и свой исповеднический путь. Зараза революции уже проникала всюду.

В марте 1918 года, воспользовавшись приходом к власти в городе Темникове большевиков, часть монашествующей братии взбунтовалась и самочинно сместила настоятеля игумена Александра. Трагическую обстановку тех дней ярко передает архивный документ. Это докладная благочинного церквей города Темникова протоиерея Димитрия Поспелова архиепископу Тамбовскому и Шацкому Кириллу (Смирнову) от 18 марта 1918 года. «Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец. Настоящею докладною почитаю долгом довести до сведения Вашего Высокопреосвященства о нижеследующем. Вследствие телеграфного распоряжения Консистории от 14 сего марта мне пришлось быть в Санаксарском монастыре для объявления об устранении монастырского казначея о. Венедикта от должности и о запрещении его в священнослужении. Объявлено распоряжение во время трапезы. Монашествующие были в полном сборе. После прочтения телеграммы, на вопрос, что же делать, раз монастырем устранен игумен о. Александр и вместо него избран о. Венедикт, я позволил себе ответить, что впредь до суда следует возстановить в правах о. Александра и предоставить исполнение казначейских обязанностей новому лицу вместо о. Венедикта. Иеромонахи - устраненный Венедикт, Корнилий, Памва, Владимир, иеродиакон Никодим и другие тут же выразили нежелание подчиниться велениям телеграммы в вопросе об устранении казначея. О. Корнилий назвал распоряжения Епархиальной власти неправильными, а о. Владимир высказался, что ныне не такое время, чтобы против воли монастыря могла идти Епархиальная власть. Беда в Санаксарском монастыре появилась вместе со вступлением во власть по городу Темникову и его уезду представителей большевизма.

Игумен Александр не приветствовал большевиков. Такое отношение его не понравилось большевистской власти. Этим и воспользовалась недовольная часть монашествующих, чтобы освободиться от о. Александра, заручившись от большевиков согласием на избрание нового игумена. О. Александр сейчас находится в строгом одиночном заключении, в нетопленной келье и без горячей пищи. Сделано это по распоряжению о. Венедикта. О положении о. Александра пишу со слов посланца иеродиакона Филарета. Объявление последнего распоряжения Епархиальной власти ухудшило жизненные условия узника. Попытки сделать что-либо в пользу его разбиваются о те дары, которыми пользуется большевизм наш от новых распорядителей средствами монастыря.

С 1-го марта по 14-е, как передано иеромонахами, эти дары выразились в сумме 14000 руб., помимо наложенной на монастырь контрибуции в нескольких десятках тысяч рублей. Положение Санаксарского монастыря сейчас можно охарактеризовать словами: безпорядок в управлении и разорение в материальной и нравственной областях...»

В 20-е годы на месте монастыря существовала коммуна с издевательским названием «Новая жизнь». Монастырь грабился и разорялся. В октябре 1929 года он был закрыт. Наступил долгий период запустения и осквернения обители. Мародеры разрушили часовню над могилой адмирала Федора Ушакова и надглумились над его честными останками. Разрушили и перекопали монастырское кладбище. Сбили главы с церквей, изуродовали благолепие росписей и архитектуры... В притворе соборного храма устроили конюшню, навоз выкидывался через оконный проем на братские могилы у соборной стены. Позже, когда хозяевами монастыря стала школа сельских механизаторов, в нижнем храме Усекновения главы святого Иоанна Предтечи стояли трактора... Так продолжалось до 70-х годов, когда началось восстановление Санаксара пока еще как памятника архитектуры.

В 1991 году была создана Мордовская Епархия и первым ее епископом стал Преосвященный Владыка Варсонофий, постриженник и воспитанник Троице-Сергиевой лавры. Одним из первых его деяний было открытие Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. Это событие совпало с двухсотлетием праведной кончины преподобного Феодора, старца и игумена Санаксарского. 25 марта 1991 года по просьбе Преосвященного Варсонофия, епископа Саранского и Мордовского, Святейший Патриарх Алексий II назначил наместником Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря архимандрита Варнаву. Архимандрит Варнава (Сафонов Василий Алексеевич) родился 21 февраля 1957 года на хуторе Троицком Урюпинского района Волгоградской области в семье служащих. После окончания восьми классов средней школы поступил в сельское профтехучилище в г. Урюпинске. Одновременно учился в вечерней средней школе. Окончив училище, стал работать в колхозе, откуда был призван в ряды Советской армии. После увольнения в запас в 1977 году работал в г. Находка. В 1978 году поступил в Московскую Духовную семинарию. 2 ноября 1979 года подал прошение о принятии в число насельников Троице-Сергиевой Лавры. 28 февраля следующего года был пострижен наместником лавры архимандритом Иеронимом в монашество с именем Варнава - в честь апостола Варнавы. 19 июля того же года ректором Московской Духовной Академии и семинарии архиепископом Дмитровским Владимиром рукоположен в сан иеродиакона. 14 марта 1982 года архиепископом Дмитровским Владимиром рукоположен в сан иеромонаха. 2 апреля 1987 года архиепископом Дмитровским Александром возведен в сан игумена. Будучи насельником Троице-Сергиевой лавры, нес различные послушания. С 1981 по 1985 год обучался в Московской Духовной академии. 14 июня 1987 года по благословению архимандрита Алексия, наместника Троице-Сергиевой лавры, переведен в число братии Свято-Данилова монастыря. 2 июня 1988 года переведен в Оптину пустынь. 20 марта 1989 года вновь зачислен в число братии Свято-Данилова монастыря. 10 января 1990 года назначен на должность эконома этого монастыря с возведением в сан архимандрита. С 1991 года - наместник Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря.

Многочисленные паломники из разных городов и всей России устремляются в эту тихую обитель. Душа, исполненная сомнений и многих вопросов, жаждет христианского участия, умного, сердечного совета, а более всего желает прикоснуться к простоте и смирению, мудрости и живой вере старцев.

Монастырь расположился в излучине реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, ниже по течению реки. С северной и западной сторон к нему примыкают боры и рощи, с юга и востока за Мокшей - богатые разнотравьем пойменные луга и безчисленное количество больших и малых озер.

Монастырь и получил свое название от лежащего в низине у его стен озера Санаксар. История монастыря насчитывает без малого три с половиной века. «Словарь географический Российского государства», изданный в 1807 году, писал, что Санаксарский монастырь «есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежительной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению».

Поделись ссылкой:
ТемниковТемников
Санаксарский монастырь

Форма входа

Поиск

Статистика

Всего в Темникове: 1
Гостей: 1
Темниковцев: 0


Copyright MordovSoft © 2001 - 2024
ТемниковТемников