Иеромонах Феодор
Иеромонах Феодор, в миру Иван Игнатьевич Ушаков, родился в 1718 г. и принадлежал к потомственному дворянскому роду Ушаковых. В молодости Иван Игнатьевич, будучи гвардейским офицером Преображенского полка в Петербурге, поразился разгульной жизнью офицерства и палочной дисциплиной для низших чинов, не принял их и дезертировал из гвардии. Поехав в отпуск, он с дороги отпустил сопровождавшего его слугу, а сам уехал на Север, в Поморские леса на берег Двины и не возвратился в гвардию Елизаветы, т.е. дезертировал. Прожив некоторое время на Двине, он переехал в Площанскую пустынь Орловской губернии. Вскоре здесь он был разыскан сыскной командой и доставлен в Петербург. Императрица Елизавета приказала в наказание за дезертирство постричь его в монахи в Александро-Невскую лавру под именем Феодор.
В Лавре Феодор подвизался около десяти лет и был отмечен как истинный монах будущим Императором Петром III. Нашлось, однако, много завистников его славе, и в 1757 году Федор Ушаков (Иван Игнатьевич) был переведен в Саровскую пустынь Темниковского уезда, а через два года в Санаксарь. Санаксарский монастырь был тогда захудалым, и епархия причислила его к Саровской пустыни. Здесь Иван Ушаков проявил себя как прямой, справедливый и бескорыстный человек. В 1762 г. Тамбовский епископ Пахомий, зная о. Феодора, призвал его к себе, убеждая принять священство и стать настоятелем. По своему смирению старец долго отказывался, но все же был убежден епископом и рукоположен в иеромонахи с поручением нести обязанности настоятеля.
По уставу, положенному Феодором, богослужения в обители совершались по 10-12 часов. Каждый брат был обязан немедленно исповедовать любой помысел своему духовнику. На общей трапезе присутствовали все монахи, за исключением тяжело больных. Пища была простой и умеренной, без пирогов и белого хлеба, который не полагалось вкушать даже на Пасху. В кельях не полагалось иметь никаких запоров. Каждому брату для назидания выдавались из библиотеки одна-две книги. На общие монастырские труды – на покосы, ловлю рыбы – обязаны были ходить все. С братией выходил на работы и сам настоятель.
Для духовно-нравственного просвещения Феодор постоянно говорил общие поучения для братии – в храме, трапезе и в кельях, научая отсекать свою волю, внимать советам старцев и подвизаться тесным, скорбным путем. Не оставлял о. Феодор без наставлений и мирян, обращавшихся за утешением и вразумлением. Богатым советовал не прилепляться к богатству, уделяя из него бедным, бедняков призывал к неленостному труду и честному исполнению своих обязанностей.
Сама жизнь настоятеля была поучительной – старца отличали смиренномудрие, кротость, незлобие, прямодушие и одинаковая по отношению ко всем ласковость
При такой благочестивой жизни Феодора имя его становилось все более известным, и к нему стремились многие люди. В 1765 г. по указу Императрицы Санаксарская пустынь стала именоваться Богородицким монастырем. С этого времени увеличилось число братии, и под руководством о. Феодора на пожертвования благотворителей, в том числе Екатерины II, вместо деревянной церкви с 1765 по 1774 год было возведено основное здание монастыря - двухэтажный каменный храм 14 саженей в длину, восьми в ширину и 24 саженей в высоту с 5-ю главами. Началось строительство трехъярусной каменной колокольни. Но закончить ее И.И. Ушакову не пришлось.
Со временем о. Феодору пришлось пережить тяжелое испытание. Защищая крестьян от нападок местного воеводы темниковского воеводы Неелова и его слуг, он вызвал гнев и недовольство воеводы. Воевода написал на И.И. Ушакова донос в Петербург, и Екатерина II распорядилась, как особо беспокойного, сослать его в Соловецкий монастырь.
«…Святая обитель Соловки»,- Но слышны в этом слове Мольба отчаянной тоски И что-то злое, злое. Решетки тяжкие крепки, Не сдвинуть камень грузный, До самой гробовой доски На свет не выйдет узник. |
Здесь, на Соловецких островах, в то время была самая страшная духовная тюрьма империи. В ней отбывали ссылку и духовные, и светские люди, не угодные самодержавно-крепостническому строю.
Вот что писал о Соловецкой тюрьме доктор исторических наук, профессор Г.Г. Фруменков в книге «Узники Соловецкого монастыря»: «Тюрьма Соловецкого монастыря занимала исключительное по своему положению место. Она была секретной государственной темницей. Сами цари замуровывали туда опасных врагов абсолютизма. Соловецкий острог был также основной тюрьмой духовного ведомства. По жестокости режима Соловецкий острог не имел себе равного. Там царили более суровые порядки, чем в других монастырях и во всех светских местах заключения. В земляных ямах, в крепостных казематах гноили, доводили до умопомешательства узников».
И вот: На этот остров Соловки, В «святую» ту обитель, Иван был сослан Ушаков, Санаксаря строитель. Шумели ветры Пугачева По темниковским весям, Но был конец для пугачевцев Не радостен, не весел. Уде подавлено восстанье, И кнут свистеть уж перестал, А воевода темниковский Как будто злее еще стал. От воеводских тех обид Народ искал защиту И со слезами часто шел К санаксарскому скиту. Молва бежала: там защита. И настоятель Ушаков От воеводы защищал Опальных вдов и мужиков. И полетел донос в столицу: «Монах – пособник бунтарей, Пока не вспыхнул бунт в уезде, Его убрать надо скорей». И не достроил колокольню Иван Игнатьич Ушаков… * * * Лишен духовного был сана, На Север сослан, в Соловки, Где в каземат сырой закрыли Его до гробовой доски. И много там ночей бессонных Провел в тоске и думах он, Пока по милости кого-то В Санаксарь был он возвращен. Но годы ссылки Соловецкой Согнали жизнь с его лица, Решетки, камни каземата Здоровье взяли до конца. У стен Санаксарского храма, Венца искуснейших трудов, Строитель храма похоронен Иван Игнатьич Ушаков… |
Для допросов о. Феодор был вызываем в Воронеж, а оттуда заезжал в Задонский монастырь к пребывающему там на покое святителю Тихону. Он принял о. Феодора с великой любовью. Ученики святителя говорили, что никому другому он не был так рад, как о. Феодору; три дня продолжалась между ними духовная беседа. При отъезде святитель Тихон провожал о. Феодора через весь монастырь, очень низко кланяясь напоследок. В Соловецком монастыре старцу пришлось прожить девять лет в строгом заключении, нуждаясь в самом необходимом и испытывая страдания от холода и сильного угара. Не раз о. Феодор был близок к смерти, и его едва живого выносили из кельи и оттирали снегом.
Но и в этом месте заключения братия Санаксарской обители и сестры Алексеевской общины не оставляли своего любимого наставника, оказывая материальную поддержку и испрашивая молитв к прохождению трудных путей монашества.
В этой ссылке он пробыл 9 лет. По ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Гавриила и Высочайшему повелению Екатерины II о. Феодор получил полную свободу и возвратился в Санаксарь в 1783 году. С великой радостью монахи и монахини встречали своего любимого духовного отца, плача от радости, целуя ему руки и кланяясь до земли в ноги. Преподав пастырское благословение, он благодарил всех за память и любовь. Колокольня, высотою в 26 саженей, была закончена без него в 1776 году.
После непродолжительной болезни о. Феодор скончался в ночь на 19-е февраля 1791 г. Тело его было погребено в обители, около построенного им соборного храма, могила ограждена чугунной решеткой, а на могиле положена плита с надписью о времени кончины подвижника и восстановителя Санаксарской обители.
В июле 1999 года вСанаксарском Рождество-Богородничном монастыре Феодор Санаксарский был причислен к лику местночтимых святых.
Икона о. Ушакова