Пурдошевский Роджество-Богородицкий (в честь Рождества Пресвятой Богородицы) мужской монастырь был основан в 1580-х годах старцем Иринархом и утвержден в статусе официальной обители в 1591. Монастырь располагался в Темниковском крае, на р. Мокше, близ трех деревень – русских Пурдошек и Меньшего Пурдышкова и мордовской Малые Пурдошки, Тотушево тож. Со временем разные починки и хуторки срослись в большое село Пурдошки. Первый игумен Адриан был назначен патриархом Иовом. В первые десятилетия своего существования пустынь крестила окрестную мордву и выиграла затяжной земельный спор с владетельным татарским мурзой кн. Кулунчак-Еникеевым.
В 1594 году старец Иринарх направил царю Феодору Иоанновичу жалобу, в которой просил защиту от бесчинства иноверцев: «Близ Пурдошевской пустыни Рождества Пречистыя Богородицы и Василья Блаженного владеет деревнею князь Кулунчак-Еникеев, а люди его татаровя чинят нам обиду и насильство великое и крестьянской вере поругаются, на монастырь палками бросают. А как ходим мы около монастыря со кресты по воскресеньям и по владычным праздникам и на ердань (то есть к проруби на Крещение), и князь Колунчакова люди приезжают на конях и крестьянской вере поругаются, кричат и смеются, и в трубы трубят, и по бубнам бьют, и в смычки (в скрипицы) и в домры играют, и с огнем под монастырь приходят и сжечь хотят, и пашню монастырскую посягают, и дубье и борти тешут насильством, и от его Колунчаковых людей прожити нам впредь не мочно...». В такой обстановке поднимался на ноги новый монастырь. Рост его владений шел по двум линиям — за счет вкладов и приобретений.
В 1592 году богатый мордвин Савелий Турондеев передал монахам часть своих владений: пашню, бортные ухожаи, сенокосы.
В 1594 году еще два новокрещена, братья Федор да Гурей Сазоновы дети Кузьмины, отдали монастырю «свой жеребей», полученный в наследство от отца Кузьмы Сазонова — двор, гумно и пашню с покосами.
В 1606 году игумен Адриан Второй принял богатый вклад от темниковского крестившегося татарина Семена Кирдянова — сразу целое имение, село Большие Пошаты с крестьянами, пашней, «с бортными ухожьи, с перевесьем и с озеро и с истоки, со всяким вотчинным зверем (с охотничьими заповедными лесами) и со всем вотчинным угодьем». Появились у обители и дальние участки: в 1629 переписные книги «писма и сыску путного ключника Федора Малого» пометили владения пурдошевских монахов на Суре, так называемый «Брангинский ухожай», подаренный монастырю на помин души родственниками крестьянина-новокрещена Г.П. Угримова из деревни Вечкениной Темниковского уезда. Имелись и сугубо деловые варианты приумножения богатств: в 1594 году новокрещен Петуй Авкиманов продал игумену Иринарху свой бортный ухожай за 20 руб. – часть леса в полдня пути в окружности. К 1611 году все три деревни, складывавшиеся в село Пурдошки, уже принадлежали обители; с 1611 по 1625 года к монастырю отошли деревни Шалы и Боры, а в самом нач. XVII в. — больше половины пашни из угодий с. Девичий Рукав. К ранним приобретениям относилось также с. Шигонь в Инсарском у. В 1631 году обители был отдан посопный хлеб, вносимый шигоньскими крестьянами, а в 1635 году Шигонь уже помечалась селом монастырским.
К 1678 году в ближних вотчинах числилось 781 крестьянин, а всего свыше 2000 душ крепостных; земли имелось 1250 десятин пашни, сенные покосы на 1765 копен, 500 десятин строевого леса, рыбные ловы на Мокше и озерах, охотничьи угодья, бобровые гоны, бортные ухожаи. В Пурдошках у монахов имелась собственная пристань, с которой отправлялись к Нижнему Новгороду и Мурому плоскодонные баржи с хлебом и медом. В Пурдошках имелся еженедельный торг; трижды в год устраивались большие ярмарки, на которые съезжались с товарами гости из Новгорода, Пскова, Твери, Владимира, Рязани, Мурома, Елатьмы, Кадома. Все таможенные сборы шли в пользу монастыря.
Царь Алексей Михайлович указом от 30 июля 1651 года повелел именовать Рождесто-Богородицкую обитель приписной к Звенигородскому Савво-Сторожевскому монастырю, которому передавались все владения примокшанских монахов. Звенигородские архимандриты сначала присылали в Пурдошки своих наместников, а затем, с наала XVIII в., ставили во главе обители наемных управителей-приказчиков, тем самым подорвав не только экономическое благополучие монастыря, но и его авторитет у населения. После приписки к Звенигороду Пурдошевский монастырь продолжал наращивать земельные наделы, но уже не в свою пользу. Между 1654 и 1661 годами Савво-Сторожевская обитель через пурдошевских строителей оформила крепости на пашенные угодья мордовских деревень Дракино и Полумборг на Парце, в 1660 году завладела дер. Ингиняр-Пятина.
Первой в монастыре появилась церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Василия Блаженного (1591 год). К 1645 году этот храм был перестроен полностью. В 1628 году был поставлен деревянный зимний храм во имя Николая Чудотворца. В 1656 году Никольская церковь исчезла, вместо нее появился Никольский придел в соборном храме. Второй придел именовался Савво-Сторожевским, в честь основателя Звенигородской метрополии прп. Саввы. В 1652-56 годах соборная церковь переделывалась, а в 1669 году отдельная Никольская церковь появилась вторично как соборная, вместо разобранного Рождество-Богородицкого храма. В начале XVIII в. Рождество-Богородицкий храм был востановлен, он просуществовал до 1793 года, пока рядом с ним не началось строительство каменной приходской церкви. После окончательного упразднения монастыря в 1764 года его последнее местоположение превратилось в кладбище, а Никольская церковь попала в припись к Рождесто-Богородицкому сельскому храму.
В 1820 году вместо обветшавшей кладбищенской церкви пурдошевцы поставили каменную Успенскую церковь с приделом во имя апостолов Петра и Павла. Имелись и другие храмы. В конwt 1630-х — начале 1640-х гг. иноки срубили новую трапезную, а при ней теплую церковь во имя Сергия Радонежского. К 1660-м годам она уже нуждалась в ремонте, а в конце века ее сломали и заменили новой, тоже Сергиевской. Дошли также упоминания еще о двух церквях первой половины XVII века, называвшихся «игуменскими».
В XVIII в. некогда большой штат монастыря растаял, и к секуляризационной реформе Рождество-Богородицкая обитель пришла почти опустевшей. Упраздненние монастыря прошло незаметно.