В Темников с творческими проектами приехала известная в Мордовии и далеко за ее пределами художник-портретист, член Союза художников России, житель Саранска Г. Г. Стэпан.
«Посмотрите, сколько вокруг красивых людей! - с восторгом делится со мной Галина Григорьевна. - Они становятся еще привлекательнее под лучами щедрого зимнего солнца. Страстно желаю создать свои творенья посредством красок, а еще насладиться тем, что ваша (темниковская) земля богата талантами».
Галина Григорьевна признается: «Дни творческой жизни в Темникове для меня - праздник»
Большую часть жизни она посвятила поиску юных талантов. За 40 лет творчества «зажгла» десятки звездочек в Мордовии, Рязани, в Афганистане, на Памире. В Темникове выбрала для себя коррекционную школу-интернат, где на два месяца открыла изостудию. Уже через несколько дней убедилась, что вновь сделала правильный выбор: здесь есть дети, наделенные способностью видеть мир глазами художника и изображать его посредством красок, кисти, карандаша.
Г. Г. Стэпан согласна с японцами, которые в системе воспитания ставят на первый план рисование и музыку. Она абсолютно уверена, что «лучшим лекарством для таких детей являются краски и классическая музыка». Художница не первый год хлопочет о введении в учебный план образовательных школ дополнительных уроков рисования. Пока вопрос не решается, на свою скромную пенсию она сама покупает холсты, краски, кисти, карандаши и дает бесплатные мастер-классы. Такая жизненная позиция достойна уважения!
Г. Г. Стэпан родилась в Саранске в 1946 году. Отец - грек по национальности - происходил из семьи потомственных гончаров. Мама (русская) тоже была творческой личностью - любила рисовать, поэтому дочь закончила Рязанское художественное училище, работала в Мордовии, Рязани, Москве, на Памире, в Афганистане. Награждена Дипломом Министерства культуры СССР, медалью «Ветеран труда». Дочь Г. Г. Стэпан - художник-график.
В коррекционной школе и не мечтали увидеть настоящего художника, да еще с такой миссией - искать таланты среди детей. Поэтому для всего коллектива приезд Г. Г. Стэпан стал настоящим событием. В возрасте 65 лет человек меняет уют городской квартиры на шанс найти где-нибудь в провинциальном городке талантливого подростка, чтобы открыть ему прекрасный и безграничный мир живописи.
Удивительно, но судьбоносную роль в творчестве художницы 40 лет назад сыграла поездка в Темников, в которой она поделилась желанием писать портреты обыкновенных тружеников с первым секретарем райкома комсомола А. Г. Сметневым, и тот направил девушку не куда-нибудь, а на сенокос - запечатлеть для истории лица тружеников сельского хозяйства.
Когда начинающий портретист привезла свои работы в Москву, ей поставили самые высокие оценки, назначив академическую стипендию и пригласив на всесоюзную дачу художников в Солнечногорске. Там Галина Стэпан познакомилась с известным на всю страну художником И. П. Обросовым. «Мы, молодые художники, смотрели на Игоря Павловича, как на Бога. Когда он появлялся, кажется, переставали дышать, - вспоминает Галина Григорьевна. - Помню, он подошел к моей работе, долго всматривался, потом вдруг произнес: «Я ее покупаю». Эти слова были лучшей наградой, которая означала только одно: «Знаменитый художник признал талант».
После того, как картину Галины Стэпан приобрел для своей коллекции сам Обросов, на нее буквально посыпались заказы всесоюзного и российского министерств культуры.
И. П. Обросов считал, что настоящий художник должен не только сам творить шедевры, но и быть подвижником, поэтому настоятельно советовал искать юные таланты по всему Союзу и сам много ездил с этой целью по стране. Он, как настоящий учитель, не давал завять росткам, появляющимся, к примеру, где-нибудь в далекой Сибири.
Недавно в Саранске в Арт-салоне «Сюлгамо» была открыта выставка известной в Мордовии и за пределами республики художницы-портретистки Г. Г. Стэпан, посвященная 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства. Большинство работ - портреты темниковцев, написанные в 70-е годы.
По духу Галине Григорьевне были очень близки эти добрые намерения. Еще в детстве, в годы учебы в художественной школе в Саранске, учитель П. Ф. Рябов отдавал много любви, сердечного и душевного тепла, чтобы «поставить на крыло» будущего известного художника-портретиста. Именно тогда это прекрасное чувство самоотдачи было развито среди людей. Поэтому в Рязанском художественном училище первокурсница из Саранска тоже училась мастерству у старшекурсников. Те с удовольствием брали под свою опеку начинающих. К каждому выходному откладывали по сорок копеек, садились в электричку и ехали в Москву в Третьяковку, где пропадали часами.
В 80-е годы, воодушевленная наказом И. П. Обросова «открывать таланты», Г. Г. Стэпан по путевке международного фонда поехала на Памир. Ступив на совершенно незнакомую ей землю, не переставала восхищаться красотой души населяющих этот уголок людей. Художник вернулась на Памир через 30 лет и была приятно удивлена тому, что ее еще помнят.
Международная общественная организация «Народные ремесла» попросила дать мастер-классы местным художникам. Она писала портреты и, конечно же, делала открытия. Творчеством Г. Г. Стэпан заинтересовался всемирно известный фонд «Ага-хана», сюжет о ней на двух языках показывало местное телевидение. Работала с талантливыми памирскими детьми и уже через месяц превращала их в художников-портретистов.
Приехав сегодняшней осенью в коррекционную школу, художник призналась, что получила полное удовлетворение: «Дети тонко чувствуют, они способны относиться к рисованию серьезно, умеют сосредотачиваться и проявлять неугасающий интерес».
«Звездочки» загорались на мастер-классах
Галина Григорьевна уверена, что не надо бояться мечтать. Она мечтает о том, что после ее дополнительных уроков рисования дети не будут расставаться с карандашами и кисточками, ведь она постаралась заложить в их души умение видеть красоту.
…Моя героиня берет в руки кисть. Окидывает восхищенным взглядом человека. Слегка прищуривается, словно хочет заглянуть в самые потаенные уголки его души. И - чудо! На холсте оживает лицо со всеми всплесками чувств. Теперь я понимаю: «Написать портрет дано только Мастеру».