В 1950 году в живописную долину реки Мокши пришли археологи. Перед ними стояла нелёгкая задача. Предстояло решить вопрос о достоверности легенды, записанной в 1903 году со слов местных жителей сотрудником Тамбовской учёной архивной комиссии А.Н. Норцовым о древней крепости близ села Итяково.
В ту пору возможности у республиканских научных учреждений были сравнительно невелики, и поэтому экспедиция состояла всего из шести человек под руководством П.Д. Степанова.
В легенде А.Н. Норцова, в частности, говорилось, что у местных жителей с таинственным городищем связано предание, согласно которому будто бы на городище жил в далёкие времена могущественный князь-разбойник. У этого безымянного князя были огромные богатства. В предании далее отмечалось, что, умирая, этот князь зарыл где-то на городище золото. При этом указывалось немного-немало, целая лодка золота. Это сообщение очень заинтересовало А.И. Норцова и он лично осмотрел городище и его окрестности.
Исследователь в своих путевых заметках отметил, что с южной стороны на городище действительно имелся ров и большой высоты вал. Вот в этом-то валу по мнению А.Н. Норцова и было зарыто золото.
Не приходится сомневаться в том, что у Норцова решительно не было прямых доказательств к такому выводу. Тем не менее, полагаясь на услышанную им от местного населения легенду, он на основании её сделал возбуждающее любопытство у населения заключение — здесь, видимо, зарыт клад.
Что последовало дальше? Нашлись любители легкой наживы — кладоискатели, которые произвели самовольные раскопки, разрушив в некоторых местах культурный слой городища. Поиски их были напрасными. Никакого клада там не было.
Но оставим на совести А.Н. Норцова правдоподобность записанной им легенды. У археологов всегда существовало известное недоверие к легендам, поскольку в большинстве случаев они археологически не подтверждаются.
Впрочем, подтвердить свою точку зрения, ссылаясь на какие-нибудь серьёзные археологические данные, добытые в то время, экспедиция П.Д. Степанова, конечно, не могла. Был один выход, начать раскопки самим. И вот летом 1951 года небольшой отряд археологов начал раскопки Итяковского городища. В результате раскопок уже тогда выяснилось, что памятник этот двухслойный. Первоначально жизнь на городище зародилась в самом начале железного века, т. е. в VIII в. до н. э. У населения, которое осело в этих местах, широко было развито земледелие (археологи находили серпы), скотоводство и производство глиняной посуды. При этом хотелось бы отметить такую немаловажную деталь. На многих сосудах встречен орнамент в виде «рогожки» и «сетки».
У читателя, конечно, возникает закономерный вопрос: для чего древние итяковцы это делали? Не лучше ли было бы делать стенки сосудов гладкими? Да, такой вопрос вполне уместен. Но не следует забывать, что речь идет о времени, которое отстоит от нас примерно на две с половиной тысячи лет назад, а в тот период миропонимание первобытного человека было сугубо конкретным. Следует также помнить, что орнамент никогда не бывает случайным. Это не прихоть человека. Если видное место в орнаментике принадлежит, скажем, рыбам, то можно поручиться, что в этот период непременно жили у воды и занимались рыболовством.
На итяковской керамике господствующий орнамент — сетчатый. Это значит, что древние итяковцы имели хорошо налаженное текстильное производство и знали в нём толк. Но каким образом отпечатки ткани оказались на стенках сосудов? Этот труднейший вопрос долго «мучил» археологов. Выдвигалось немало гипотез относительно текстильного орнамента. И в конце-концов большинство исследователей склонилось к такой мысли. Перед тем, как поставить сосуд для обжига в печь, древние гончары по неизвестным для нас причинам обвертывали их тканью типа рогожи. Но так как сосуд был еще сырой, то на его стенках отчётливо оставались следы ткани. Затем сосуды подвигались ближе к огню, происходил обжиг, а на стенках сосудов воспроизводился навечно орнамент в виде мелких пересекающих друг друга вдавлений. При современном уровне знаний вот так можно объяснить происхождение этого загадочного орнамента.
С южной стороны городища расположен высокий вал, который А.Н. Норцов принял за курган, в котором, по его мнению, находился клад. А для чего строили такие дорогостоящие укрепления? Ответить на этот вопрос помогает нам обстановка, в которой жили древние итяковцы. В самом деле, время тогда было тревожным. Шли беспрерывные войны, постоянно нарушались племенные границы, сильные оттесняли слабых, занимали их поселения. Побеждённым ничего не оставалось делать, как покидать обжитые места и искать новые.
Поэтому древние итяковцы заблаговременно соорудили мощный вал и глубокий ров. Этого требовала от них сложная и подчас опасная обстановка.
На рубеже X века, а быть может, XII века население, которое основало городище, загадочно исчезает. Пока трудно выяснить, добровольно ли покинуло оно городище, или же шла борьба за этот очень выгодный в военном отношении пункт. Ряд косвенных доказательств помогает решить в какой-то мере этот вопрос.
Прежде всего наибольшее число находок на городище приходится на XIV—XV вв. Причём эти вещи по форме и отделке значительно отличаются от вещей предшествующего времени, и все, они, как правило, сделаны были на монгольский манер. Отсюда создаётся впечатление, что именно в этот период итяковскую крепость занял другой народ, пришедший в долину реки Мокши с востока. Что это были за люди и какова была их культура?
В первой половине XIII века из-за Волги в земли мордвы хлынули татаро-монгольские войска. Русский летописец, зорко следивший за восточными событиями, так описывает это нашествие: «Того жъ лета на зиму (т.е. осенью) вяша татаровъ Моръдовску землю и Муромъ пожгоша».
И действительно, огромные массы татарского войска под командованием самого хана Батыя вошли в земли мордвы, никого не щадя, они залили кровью земли побеждённых народов. Они уводили с собой ремесленников, женщин и маленьких детей. Разрушали до основания непокорные города. Не избежало, очевидно, этой участи и Итяково.
Но монгольские ханы понимали, что для управления покорёнными землями нужны были свои люди, которые держали бы в страхе и в повиновении покорённый народ. Вероятно, именно в 1257—1259 гг. и возникла на Итяковском городище ставка монгольского темника-начальника десятитысячного войска. В задачу темника входил не только сбор дани с окрестного мордовского населения, но и строительство укреплённых опорных пунктов, из которых монголы совершали набеги на русские земли, впоследствии эти опорные пункты монголы превратили в улусные центры для управления покорёнными землями. Таких улусных центров на территории древней мордвы в XIII—XIV веках было основано три: Увек (1243 — 1250 годы), Итяково (1257 — 1259 годы), Наровчат (1312 г.) и несколько позднее город Темников.
Второе обстоятельство, которое мы должны учитывать при решении вопроса, кто пришёл на Итяковское городище, - это взаимоотношения русских с татарами и с мордвой. Дело обстояло следующим образом. В конце XIV века, т.е. к тому самому периоду, когда на Итяковском городище происходит замена мордовских вещей монгольскими, отношения русских с татарами достигают напряженного состояния. Как сообщает историк С.М. Соловьёв, в 1377 году в мордовскую землю неожиданно явился новый хан по имени Арапша. Войска хана захватили в этом же году Наровчат и, преодолев реку Суру, двинулись по направлению к Нижнему Новгороду. Навстречу татарскому войску двинулась русская рать во главе с Дмитрием Ивановичем, московским князем, впоследствии прозванным Донским.
Русские князья и воеводы проявили беспечность, потеряли всякую бдительность, не организовав даже разведки и охраны своих обозов.
Больше того, многие ратники сняли с себя доспехи, шлемы, у некоторых не были насажаны пики на древко, очень многие, найдя пиво и мёд, напились допьяна.
В хмельном угаре некоторые хвастали, что они будут биться один против ста татар и побьют их. Такое хвастовство усыпило военный дух русского войска. Русские князья, забыв всякую ответственность, ездили на охоту, днём снимали с себя доспехи. Этим воспользовались татары, второго августа 1377 года войско татарского хана Арапши внезапно напало на русский лагерь и почти полностью его разгромило. И только через три года русские дружины на поле Куликовом дали настоящий бой полчищам Мамая, разбив их полностью.
Однако источники нам сообщают, что немалую роль в поражении русского войска на реке Пьяно сыграли мордовские князья, которые тайно навели татар на полупьяное русское войско. Не исключено, что в сражении на реке Пьяне участвовали и жители Итяковского городища. За такую дерзость русские не могли оставить безнаказанными мордву.
При раскопках городища в 1965 году нами были найдены стрелы. В большинстве случаев это стрелы русского производства. За предательство русские решили покарать жителей Итяковского городища, где наряду с татарами жила и мордва.
В конце XIV века положение Золотой Орды становится крайне тяжёлым. Последствия Куликовской битвы были чрезвычайно огромны. Победа русского оружия ещё более укрепила значение Москвы, как центра национального объединения в борьбе за освобождение от татаро-монгольской зависимости.
При раскопках Итяковского городища найдены монеты, отчеканенные в Можайском княжестве при князе Иване Андреевиче (1432—1462 гг.). Находка русских монет в татарских древностях чрезвычайно любопытна. Это свидетельствует об изменении политики татар во взаимоотношениях с русскими. Если раньше главным инструментом в этих взаимоотношениях была исключительно военная сила и политический шантаж, то теперь, начиная с XV века, татары всё больше и, чаще стали прибегать к установлению экономических и торговых связей с русскими ремесленными центрами. В культурных слоях этого периода нами было найдено немало вещей, сделанных русскими умельцами. Это бусы, сделанные из сердолика, синего и зеленоватого стекла, браслеты из серебра, перстни, керамика и другой хозяйственно-бытовой инвентарь.
Вместе с тем следует сказать, что татарское население Итяковского городища торговало не только с русскими. Частыми гостями на городище были и мордовские торговцы. При раскопках в 1965 году нами были найдены типичные мордовские сюлгамы - застёжки различных типов, которые могли делать сами итяковцы (ведь там же, как мы сказали, жило какое-то количество мордвы). На некоторых сюлгамах орнамент почти полностью совпадает с орнаментом на изделиях из Паньжинского и Вертелимского могильников, расположенных также в бассейне Мокши, но несколько южнее Итяковского городища.
Очевидно, итяковцы очень дорожили своим местом. Оно было расположено недалеко от реки Мокши. Вот почему в течение нескольких столетий на нём протекала бурная жизнь. На реку Оку итяковцы наладили торговый путь по Мокше, сбывая товары своего ремесла и получая взамен изделия русских и булгарских ремесленников.
Нужно сказать, что материалы, добытые археологами, позволяют оказать о больших хозяйственных успехах населения Итяковского городища. Им хорошо было известно ткачество, кузнечное ремесло. Что касается гончарного производства, то оно стало ещё более совершенным. Сосуды стали изготовлять на гончарном кругу, богато орнаментируя их поверхность. Широко было развито у них скотоводство, причём, на первом месте всегда стояла лошадь. Вероятно, древние итяковцы использовали лошадь не только в качестве тягла, но и в качестве мясной пищи.
Итак, крепость на реке Мокше близ села Итяково — очень интересный древневековый памятник. Зарегистрированное ещё в начале XX столетия, это городище постоянно привлекало к себе внимание исследователей вот уже почти более полувеке. Но если А.Н. Норцов подошёл к нему с краеведческой точки зрения, доверяясь только легендам, в наши дни такой подход был бы совершенно недостаточен. Вот почему научные силы Мордовской республики поставили дело изучения памятников, в том числе и Итяковского городища, на строго научную базу, отметая те факты и сведения, которые не подтверждаются археологическими материалами.
Итяковское городище — очень ценный памятник ещё и в том отношении, что он возник на древнемордовском поселении. Это обстоятельство лишний раз доказывает, что эти края с глубокой, древности были обитаемы предками мордвы.
В заключение хотелось бы обратиться к молодежи Темниковского района с призывом: не проходите равнодушно мимо древнейших памятников, стоянок, могильников и селищ. Сообщайте об этом своим учителям и вместе с ними собирайте древние вещи и организовывайте у себя в школах краеведческие уголки, кабинеты и даже музеи. История нашего края очень богата событиями глубокой древности, она также богата событиями революционного прошлого.
Хорошо знать историю своего края — это самая почётная задача каждого школьника.