Мало кто знает, что целая династия пилотов Юшкиных считает Аксёл своей родиной. Владимир Васильевич и Виктор Васильевич живут в селе, где никогда не было аэродрома, являясь своеобразной рекламой профессии для подрастающего поколения сельчан.
Жизнь и странно обошлась с семьей Юшкиных. Неоправданно жестоко наказала родителей и было благосклонно и их четверым сыновьям и двум дочерям. Анатолий, Виктор, Геннадий, Владимир нашли любимое дело и были счастливы в профессии, поднимая в небо МИГи, ЯКи, ИЛы, ТУ.
В 1937 году мать и отец Юшкины, проживающие в с. Аксёл, подверглись политической репрессии и были сосланы на каторгу. Они ехали на целину в душном, набитом людьми вагоне, не подозревая, что спустя 63 года будут реабилитированы и государство принесёт извинения в виде возмещения нанесённого морального и материального вреда.
Марию Ивановну и Василия Григорьевича высадили в чистом поле, где вместе с остальными они вырыли землянку и принялись строить железную дорогу. Сначала был Акмолинск, потом Целиноград, Караганда.
Сыновья Юшкиных не вспоминают своё детство, они предпочитают говорить о юности. Тогда от одного появления на пороге старшего брата Анатолия в лётной форме замирало сердце. Желание сесть за штурвал и взмыть под облака не покидало ни на минуту.
Aнатолий
Анатолий Васильевич не только сам стал пилотом, достиг больших высот на избранном пути, но и сыграл судьбоносную роль и жизни всех своих братьев.
Анатолий закончил с отличием Сасовское лётное училище, потом Киевский институт инженеров гражданской авиации также с красным дипломом. В последний год обучения, владей в совершенстве английским и немецким языками, объявил преподавателям, что будет защищать диплом на английском. Получив отказ, настоял на своём. И в итоге покорил экзаменаторов техническими знаниями и эрудицией.
А.В. Юшкин особо опекал младшего брата Владимира. Привозил ему автографы знаменитостей, побывавших на борту его самолета. В коллекции - добрые пожелания Владимира Высоцкого, Леонида Куравлева, Ролана Быкова.
Однажды, говоря современным языком, Анатолий Юшкин предотвратил теракт. В Батуми он обратил внимание на подозрительного мужчину, который хотел пробраться на самолёт. «Террориста» задержали и при обыске обнаружили холодное оружие.
А.В. Юшкин работал в Москве в аэропортах «Домодедово», «Внуково» на ИЛ-18, ТУ-154. Дослужился до летчика первого класса.
Виктор
Виктор Васильевич начинал в военной авиации. Летал на МИГ-17. Куда только не забрасывала судьба военнослужащего! Когда, казалось бы, ничто не могло нарушить мирного течения жизни, участвовал в вооруженном конфликте на Даманском полуострове.
Позднее сменил «военные крылья» на мирные. Переучился на гражданского лётчика и попал в правительственный лётный отряд. Выполняя спецрейсы, не только облетел весь Советский Союз, но и побывал в Афганистане, куда доставлял члена Политбюро ЦК КПСС Н.И. Рыжкова.
Такие пилоты проходили сложнейший отбор, сравнимый с зачислением в отряд космонавтов. Кроме высочайших профессиональных качеств, большого опыта, отменного здоровья, требовалось, чтобы кандидат был членом коммунистической партии, имел семью. Строжайшие требования предъявлялись и к технике. Допускались самолеты с налетом не более 600 часов.
В.В. Юшкин не видел своих пассажиров, так как экипаж занимал места задолго до посадки, но точно знал, что перевозит правителей многих государств мира. Однако самыми необычными обитателями его воздушного судна были паломники чартерного рейса в Саудовскую Аравию, откуда дальше отправлялись пешком в Иерусалим к месту воскресения Спасителя.
В последние годы Виктор Васильевич вписал в свою лётную биографию новые интересные страницы: служил на лётно-испытательной станции.
Геннадий
Как и три брата, Геннадий впервые поднялся в воздух в Карагандинском аэроклубе. Начинал на ЯК-40, заканчивал на ИЛ-18. В те годы лётчикам, так же, как и в наши дни, приходилось летать на доживающей век технике. Однажды в Рязанской области (д. Петелино) у него заглох двигатель. Но пилот смог посадить машину и ни один из 12 пассажиров не пострадал. За геройский поступок Г.В. Юшкин был награждён золотыми часами и путёвкой в Юрмалу. После ухода на пенсию Г.В. Юшкин выбрал работу, также связанную с риском для жизни. Tушил лесные пожары в Красноярском крае. Борясь с огнём, вспоминал о судьбе своих многострадальных родителей. Они ворочали рельсы и шпалы в степях, a он валил лес в тайге, чтобы расчистить площадку для посадки очередного вертолёта, прилетавшего за спасателями всегда в разные точки.
Под крыльями самолётов Юшкиных лежали бескрайние просторы огромной страны. Они бывали в разных странах и удивлялись, насколько различен уровень жизни людей. Нередко их маршруты пересекались, и они неожиданно встречались в каком-нибудь чужом для всех городе. Засыпали друг друга вопросами, говорили о будущем, о родине родителей – далёком и дорогом селе Аксёл.
Владимир
Владимир Васильевич закончил Омское лётно-техническое училище. Летал на чехословацком Л-29, на МИГах. С 1973 по 1993 годы трудился на благо народного хозяйства на АН-2 в авиации спецприменения г. Рязани. Зимой с Севера возили рыбу, во время полевых работ в Средней Азии, в Сибири обрабатывали огромные площади ядохимикатами. В условиях южной жары, когда столбик термометра превышал отметку 40 градусов, приходилось делать трюки: спускались ниже запретного уровня 5 метров.
Путь пилота В.В. Юшкина заполнила в основном проза лётной жизни. Но он, как никто из братьев, был близок к непознанному, загадочному. Предчувствие такого подарка судьбы впервые пришло за штурвалом истребителя. На высоте десять тысяч метров, когда из виду исчезли облака, ощущал свою исключительность. Встречи с удивительным произошла в 1978 году в Ханты-Мансийском округе. На Севере день длился всего несколько часов. Когда спускались сумерки, можно было наблюдать светящиеся объекты, за которыми тянулись хвосты из 5-9 лучей. Население полагало, что идут испытания современной техники. Но метеорологи старательно документировали наблюдения за неопознанными объектам и, летящими, как правило, на Запад.
...Сегодня Владимир Васильевич Юшкин на заслуженном отдыхе. Устаёт не только металл, но и свой ресурс вырабатывают люди.
Последнюю посадку пилот В.В. Юшкин совершил на родной земле отца и матери. Живёт в старом родительском доме. Рад любому проявлению внимания. С удовольствием отвечает на расспросы нежданных гостей о больших фотографиях на самом видном в доме месте. Это вся семья Юшкиных. А ещё о прошлом напоминает железная дверь в переднюю комнату дома. При жизни отец наказал никогда её не снимать. Дверь – своеобразная копия дверцы самолёта. Откроешь её – и попадёшь в другой мир. Нередко новая жизнь сильно меняет человека.