Анатолий Егорович Сотников, служил в Печенгской Краснознаменной ордена Ушакова 1-й степени бригаде торпедных катеров Северного Флота 17 лет - с 1956 года. Начинал службу на Северном флоте матросом. Потом остался сверхсрочно мичманом. На флоте тогда были живы настоящие герои-катерники. Молодому мичману нравились флотские традиции, человеческая выручка и взаимопомощь. Дослужил он до старшины мотористов торпедного катера и старшины мотористов ракетного катера. В 1970 году выполнял задание в Египте во время арабо-израильского конфликта.
Все это время семья жила в поселке Гранитном, где базировалась бригада торпедных катеров Северного флота. В 1973 году отец внезапно умер в возрасте 34 лет. Сыну Алексею тогда было 9 лет. С детства впитавший вместе с морским воздухом дух патриотизма, он уже тогда гордился отцом. С еще большим достоинством сын вспоминает об отце и о его легендарной бригаде спустя годы:
- Мне хочется рассказать о малоизвестных для большинства читателей «ТИ» эпизодах Великой Отечественной войны, связанных с военными действиями на просторах Баренцева моря. Многие знают о конвоях, которыми союзники доставляли в Мурманск и Архангельск военную помощь Советскому Союзу. Корабли конвоев были очень тяжелыми и опасными, многие из них погибали от атак немецких надводных кораблей, подводных лодок и авиации.
Всем известна трагическая гибель конвоя PQ-17, из 35 транспортных судов которого погибло 22 плюс 2 вспомогательных. Но советские моряки не остались в долгу, и я попытаюсь приоткрыть эту малоизвестную страницу истории.
Дело в том, что параллельно с конвоями союзников, только гораздо ближе к берегу, под прикрытием своих береговых батарей постоянно курсировали немецкие конвои. Не имея на севере Финляндии и Норвегии не только железных, но и сколько-нибудь приличных шоссейных дорог, гитлеровцы вынуждены были морем доставлять подкрепление и снаряжение для своей северной группы войск. Морским же путем они вывозили из Финляндии (район Колосиоки) никелевую, а из Киркенеса - железную руду, в которых Германия очень нуждалась. Именно для нанесения ударов по этим конвоям 1 марта 1944 года на Северном флоте была сформирована бригада торпедных катеров, командиром которой стал капитан 2-го ранга А. В. Кузьмин. Следует сказать, что на момент начала ВОВ на Северном флоте не было ни одного торпедного катера. Только осенью 1941 года с Балтийского флота были переброшены 5 торпедных катеров.
Мало кто верил тогда, что в трудных условиях бурного Баренцева моря от них будет какой-то толк. Но североморские катерники - лейтенанты Александр Шабалин, Георгий Паламарчук, Дмитрий Холодный, капитан-лейтенант Георгий Светлов, младший лейтенант Павел Хапилин и другие - не сомневались, что их небольшие, но грозные корабли с честью будут служить советскому народу в Заполярье. И доказали это.
Той же осенью 1941 года, в тяжелую пору второго наступления егерей фашистского генерала Дитла на Мурманск, североморские катерники за две атаки потопили немецкий миноносец и три транспорта. И только благодаря поставкам по ленд-лизу и тому, что наша промышленность стала выпускать больше торпедных катеров, удалось сформировать бригаду, которая насчитывала около 60 катеров. Наряду с отечественными торпедными катерами в состав бригады входили катера типа «Хиггинс» и «Воспер», поставляемые союзниками. В общем-то, на эти катера нельзя было пожаловаться: они обладали приличной для того времени скоростью (40 узлов) и автономностью, из вооружения имели по два спаренных «кольт-браунинга» калибром 12,7 мм и один 20-миллиметровый «эрликон». Союзники снабдили даже каждый катер томиком Библии на русском языке, а вот торпед для установленных на этих катерах четырехтрубных аппаратов не поставляли. Приходилось эти аппараты снимать и ставить наши двухтрубные. От этого мощность одновременного торпедного удара сокращалась вдвое.
Наши отечественные торпедные катера, в частности «Д-3», морякам нравились больше иностранных. После установки моторов новой марки они развивали такую же скорость, как «хиггинсы», но были чуть ли не вдвое меньше их по тоннажу, и потому намного превосходили в маневренности. Низкий силуэт, малая осадка и надежная система глушителей делали наши «Д-3» незаменимыми для действий у побережья противника.
Основной базой для бригады была выбрана губа Долгая Западная (поселок Гранитный). Она имела узкий, малоприметный выход в Баренцево море. Глубоководные внутренние бухты, трудно просматриваемые с воздуха из-за окружавших их высоких обрывистых скал, надежно прикрывались артиллерийскими батареями. Несмотря на трудности военного времени, здесь сравнительно за короткий срок были построены плавучие причалы, эллинг для подъема катеров на время ремонта корпуса, столовая, лазарет, пекарня, ремонтные мастерские и более тридцати добротных землянок, в которых разместились моряки. Однако основная база находилась довольно далеко от театра боевых действий, поэтому была организована маневренная база в Пумманках основным «полем боя» бригады стал Варангер-фьорд.
В момент формирования бригады ее личный состав был очень разнородным. Костяк составляли опытные катерники-североморцы, а также хорошо подготовленные, но не знавшие особенностей войны в Заполярье, моряки Тихоокеанского флота. К ним относился и сам командир бригады А. В. Кузьмин. Третью, довольно значительную группу, составляли выпускники военно-морских училищ 1941 - 1942 гг., служившие до сих пор в частях Красной Армии. Неизвестно, как узнавали они о формировании бригады, но буквально со всех фронтов шли письма с просьбой о переводе. Причем у каждого из них так велико было стремление попасть на флот, что, дослужившись в армии уже до сравнительно больших званий, они соглашались перейти в бригаду даже на лейтенантские должности. Были в бригаде и выпускники Соловецкой школы юнг, и просто прибившиеся подростки.
Большая часть личного состава никогда не воевала на торпедных катерах, потому надо отдать должное руководству бригады, которое в кратчайшие сроки на месте организовало обучение знанию материальной части и провело огромную работу по комплектованию и слаженности экипажей.
В марте 1944 года торпедные катера имели только одну встречу с противником и потопили транспорт и буксир. В апреле катера провели с конвоями уже пять боев, в которых приняло участие 17 торпедных. В этих боях катерники потопили 9 кораблей противника. Бригада наращивала силу своих ударов по врагу. Большого успеха торпедные катера достигли в бою 15 июля 1944 года. Группа из восьми торпедных катеров под командованием капитана 2 ранга В. Н. Алексеева атаковала большой конвой и потопила 9 гитлеровских кораблей, потеряв при этом один свой катер - ТК-239.
Следует сказать, что советские моряки, атакуя вооруженные «до зубов» немецкие конвои, на своих деревянных катерах, защитой которых была только скорость, маневренность и надежное плечо товарища, показывали чудеса храбрости и мужества. Так, 15 июня 1944 года экипаж ТК-239 (командир - лейтенант В. Д. Юрченко) обнаружил немецкий танкер и выпустил в него торпеду. Танкер успел резко изменить курс и торпеда прошла мимо. Командир решил не тратить на него вторую торпеду, он открыл по нему пулеметно-артиллерийский огонь. Танкер ответил тем же, но стал прижиматься к берегу и сел на мель. ТК-239, имея всего 11 человек экипажа, решил взять его на «абордаж». На немецком танкере дело дошло до рукопашной схватки, но советские моряки смогли заложить разрывные патроны и взорвали немецкий корабль с горючим.
Преследуя ушедший в это время немецкий конвой, ТК-239 наткнулся на немецкий дрифтер и потопил его пулеметно-артиллерийским огнем. Но на этом удача отвернулась от экипажа ТК-239. Один из вражеских снарядов попал в машинное отделение и вывел из строя двигатели. В. Д. Юрченко по рации передал сигнал о помощи, но остальные 7 катеров группы в это время уже израсходовали боезапасы и вышли из района боя.
На помощь катеру командование послало авиацию, но из-за низкой облачности и большого количества дыма от горящих судов летчики не смогли обнаружить местонахождение катера. Экипажу ТК-239 пришлось выпустить последнюю торпеду в приближающийся немецкий сторожевик и продолжать неравный бой. Немцы окружили катер. Экипаж отстреливался до последнего патрона, в дело пошли даже ручные гранаты. В результате катер был потоплен, а раненые лейтенант В. Д. Юрченко и два матроса были подобраны немцами из моря и отправлены в концлагерь в Норвегию.
Большего успеха бригада добилась в бою 19 августа 1944 года. В Варангер-фьорде был разгромлен конвой противника. 14 торпедных катеров участвовало в этом бою. Он длился всего 37 минут. В результате 14 кораблей противника было потоплено и 3 - повреждено. Бригада потеряла один катер - ТК-203.
Активная боевая деятельность торпедных катеров наряду с другими силами флота на вражеских морских сообщениях способствовала ослаблению северной группировки противника, приближала срок окончательного разгрома немецко-фашистских захватчиков в Заполярье.
Всего в 1944 году катерники совершили 101 групповой выход на поиск конвоев противника.
Торпедными катерами соединения за годы Великой Отечественной войны потоплено и повреждено 69 боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов противника.
За успешное проведение морских операций и проявленные личным составом соединения героизм и мужество 7 сентября 1944 года бригада была награждена орденом Красного Знамени, а 3 ноября 1944 года – орденом Ушакова 1-й степени. Следует отметить, что орденом Ушакова 1-й степени было награждено всего 8 соединений ВМФ СССР. 9 моряков бригады были удостоены звания Героя Советского Союза. Капитан-лейтенант А. О. Шабалин за 9 уничтоженных немецких кораблей был удостоен этого звания дважды.
Торпедные катера бригады также принимали участие в десантных операциях. Благодаря своей скорости и маневренности, они были всегда в первом эшелоне десанта, и основной вражеский удар принимали на себя. Были случаи, когда экипажи подбитых во время выгрузки десанта катеров снимали с них вооружение и героически дрались с фашистами вместе с десантниками. За активное участие в освобождении Печенги в Петсамо-Киркенесской наступательной операции бригаде торпедных катеров присвоено почётное наименование «Печенгской». Кстати, немногие знают, что в старинном русском порту Печенга на побережье Баренцева моря бывали еще мичманами П. С. Нахимов и Ф. Ф. Ушаков.
Более 50 военнослужащих бригады погибло в годы Великой Отечественной войны. Тела восьмерых катерников были похоронены на основной базе бригады в поселке Гранитный (губа Долгая) в братской могиле на самом высоком месте поселка. В 50-е годы здесь был построен обелиск. После войны бригада по-прежнему базировалась в Гранитном. На смену торпедным катерам пришли ракетные, а затем - и малые ракетные корабли (МРК).
Рос и развивался поселок. Несмотря на то, что почвы в поселке, расположенном на сплошных гранитных валунах, практически не было, а связь с «большой» землей осуществлялась только по морю, люди здесь жили в многоэтажных домах, дети учились в новой школе, развивались животноводческие фермы подсобного хозяйства. В начале 70-х даже построили бассейн. Хотя поселок был режимным, сюда приезжали известные люди, такие, как А. Пахмутова, Фидель Кастро. В 1979 году киностудия им. Горького сняла в Гранитном художественный фильм «Весенняя Олимпиада, или Начальник хора», в массовых сценах которого были задействованы жители поселка. Правда, в фильме он фигурирует как Скальный.
Наступили «лихие» девяностые. 1 марта 1994 года бригада торжественно праздновала 50-летие своего образования и, как оказалось, в последний раз. В 1996 году ее расформировали, корабли из Гранитного вывели, жителей переселили. В 2006 году поселок был упразднен в связи с отсутствием населения. В 2010 году прах восьмерых моряков-катерников был перенесен в Североморск.
В настоящее время традиции героев-катерников продолжают моряки-ракетчики 108 Печенгского Краснознаменного ордена Ушакова 1 степени дивизиона малых ракетных кораблей.