Рапорт контр-адмирала Ушакова князю Потемкину 5 августа 1791 года По сходству повеления В. Св., июля 29-го со флотом мне вверенным вышел я на море в числе 16 кораблей, 2-х бомбардирских, 2-х фрегатов, одним репетичным, одним брандером и 17-ю крейсерскими судами, для поисков флота неприятельского, и продолжая плавание к румельским берегам, 21 числа усмотрел оный стоящий на якоре в линии при Калиакрии против мыса Калерас-Бурни под прикрытием сделанной на оном береговой батареи; я со флотом под выстрелами оной прошел близь самого берега и отрезал его от берега, будучи на ветре спешил атаковать. Неприятель устрашенный нечаянным приходом нашего флота, проиграв ветр, отрубил якоря, лег под парусами и, будучи в замешательстве, некоторые корабли, при довольно крепком ветре; сошлись между собою, и на двух тотчас оказалось повреждение: с одного упала бизань-мачта, а на другом переломился бушприт; поврежденный без бушприта ушел к стороне Варны, а второй остался при флоте. Флот неприятельский состоял в числе 18 больших кораблей, (из которых 9 под флагами на брам-стеньгах), 10-ти линейных фрегатов, 7-ми малых, и многочисленных разного сорта мелких судов. Капитан-паша со флотом бежал под ветр и начал строить линию баталии, переменяя галс. Я, пользуясь сим замешательством, нагонял его, со флотом мне вверенным, будучи в ордере марша трех колонн. Капитан-паша некоторую часть кораблей своих устроил уже в линии правого галса, но известный алжирский паша Саит-Али, пошед с отделенной частию флота, состоящего под красными флагами, передовым, оборотил весь флот за собою, устраивая линию на левый галс, чему последовал и капитан-паша. Я, гнавшись за ними, учиненным сигналом приказал с поспешнocтию строить линию баталии при ветре севеpo-восточном параллельно флоту неприятельскому, и оною спускался на него со всевозможной поспешностью же; при том же заметил я, что Саит-Али с вице-адмиральским кораблем красного флага, и другим большим и несколькими фрегатами, будучи сам передовым, спешил отделиться вперед, выигрывая ветер; потому для предупреждения его намерений погнался я с кораблем Рождеством Христовым за ним, следуя вперед нашей лиши, и сигналом подтвердил флоту исполнять повеленное, и сомкнуть дистанцию. Построя ж линию нашего флота в самом близком расстоянии против неприятельской, и догнав передовой корабль паши Саит-Али, сигналом приказал всему флоту спуститься к неприятелю на ближнюю дистанцию, а корабль под флагом моим Рождество Христово, приближась к передовому пашинскому кораблю в дистанцию полукабельтова, атаковал его, обойдя несколько с носу, и по учиненному сигналу всею линиею началось жестокое сражение, и продолжалось от 5 до половины 9 часа пополудни. В cиe время с помощью Божиею прежде всех сбит передовой и лучший корабль неприятельского флота паши Саит-Али от производимого беспрерывно жестокого на него огня, тот час остался поврежденным, без фор-стеньги, без грот-марселя, с расстрелянными нижними парусами, и в прочих частях разбит до крайности, поворотился в закрытие в средину своего флота; место ж, его заступил вице-адмирал красного флага, с помощью еще одного большого корабля и 2-х фрегатов, но и оные сбиты ж и с немалым повреждением, также оборотились в соединение ко флоту, защищая однако от последующих за мною кораблей пашу Саит-Али. Передовые наши корабли, бывшие за мною Александр, Предтеча и Феодор Стратилат, исполняя мое повеление, спустились от ветра, окружили передовых бегущих неприятельских кораблей, и с великой живостью производили по ним и вдоль всего флота беспрерывный огонь, а между тем корабль Рождество Христово, спустясь за корму корабля Феодора Стратилата, спешил приблизиться к бегущему в средину флота кораблю паши Саит-Али, дабы его не опустить, и производил сильный огонь по оному и вдоль всего неприятельского флота, который от последующей за передовыми всей нашей лиши был весьма разбит, замешан и стеснен так, что неприятельскиe корабли сами друг друга били своими выстрелами: Наш же флот всею линиею передовыми и задними кораблями совсем его окружил, и производил с такою отличной живостию жестокий огонь, что, повредя многих в мачтах, стеньгах, реях и парусах, не считая великого множества пробоин в корпусах, принудил укрываться многие корабли один за другого, и флот неприятельский при начале ночной темноты был совершенно уже разбит до крайности, бежал, от стесняющих его беспрестанно, стесненной кучею под ветер, оборотясь к нам кормами, а наш флот, сомкнув дистанцию, гнал, и беспрерывным огнем бил его носовыми пушками, а которым способно и всеми лагами. Особо разбиты и повреждены более всех пашинские корабли. При таковой дарованной от Всевышнего совершенной победе, неукосненно надеялись мы несколькие корабли взять в плен, но от сего спасла их перемена ветра и совершенная густая темнота ночи. В половине 9-го часа при сгустившейся от дыма ночной темноте, флот неприятельский, будучи весь в дыму, начал закрываться из виду, ветр затихая совсем заштилел, и сделалось переменное маловетрие, от стороны северо-запада, при котором неприятель остался на ветре, а корабли нашего флота переменным маловетрием и течением склонило под ветр в разные стороны и оставались долгое время без действия парусами; напоследок ветер сделался от севера-северо-запада, при котором весь флот приведен бейдевинд левого галса и лег к северо-восточной стороне, дабы поворотясь на другой галс быть у неприятеля на ветре. В 12 часов пополудни, поворотясь лег я со флотом на правый галс, и шел с поспешностию, уповая прямо на флот неприятельский, ибо в темноте ночи при мрачной еще погоде было его невидно. Сверх же чаяния при рассвете августа 1-го дня в виду его не оказалось, а хотя при погоне за ним в 6 часов пополуночи и оказался виден он от нас с салинга в отдаленности моря под ветром бегущий к стороне Константинополя, я прибавляя сколько можно парусов, старался его нагнать, но северный ветер, усиливаясь час от часу, сделался весьма крепкий и развело великое волнение, при котором, имея я на флоте также повреждения, в стеньгах, реях и парусах и на корабле Александр от подводных прострелов пушечных великую и опасную течь, при том не имея в той стороне безопасного убежища к исправлению, с крайним сожалением сию погоню принужденно оставил и подошел со флотом в закрьте под берега мыса Эмене, не в дальнем расстоянии остановился на якорях, где все повреждения флота исправлены; разбития стеньги, реи и лонга-саленги переменены новыми, подводные пробоины пушечные заделаны и исправлены благонадежно, и флот, мне вверенный, состоит в хорошем состоянии. По рапортам командующих оказалось во время бою убитых на всем флоте унтер-офицеров 1, рядовых 16, раненых капитан-лейтенант Ганзер, лейтенант Головачев, штурман прапорщичьего ранга Жмузин, унтер-офицеров 2, рядовых 23, всего 28 человек. Во время исправления флота посланные от меня крейсер под препровождением Макроплеи Св. Марка, при румельских берегах, а особо при Эмене, Мисемрии, Фаросе и Сизополе, многие суда, в том числе некоторые транспортные, с хлебом везомым в армию, загнали на берега и выстрелами при оных затопили; людей бежавших с них при сопротивлении во множестве побили и потопили и 4 малые судна, взяв в плен, привели ко флоту, а как оные оказались взять с собою неспособны, то также затоплены; пленных людей на оных взято 14 человек; а прочие все на барказах бежали, и в погоне за ними побиты и потоплены, 2-го числа сего месяца шедшая от стороны Варны большая турецкая шебека под военным флагом, хорошо вооруженная, крейсерскими судами и Макроплиею, не могучи уйтить, загната на каменный подводный риф мыса Эмене, где, став на мель, от волнения налилась водою; люди бывшие на оной в великом множестве большею частию алжирские и дульцениоты, чрез бурун каменного рифа побросались вплавь на берег, но в волнении большей частию потонули, также некоторые побиты с наших барказов выстрелами, а прочие спаслись, и взошед на крутость горы, взяв от обывателей ружья, стреляли по нашим барказам, и препятствовали взойти на судно, но выстрелами ж от наших отбиты. С одной шебеки на крейсерское судно Панагия Апотуменганы лейтенантом Звороно, сняты две модные 12-фунт. пушки и флаг кормовой, догнал сие судно, от которого оно и побежало на берег; более ж с него за крепостию ветра, ничего снять было неможно, потому совсем его экипажем сожжено, 4-го числа флот был к походу и действию готов, но при противном переменном ветре и течении в желаемый путь следовать было неможно; с утра ж оного числа подошли в близость к нашему флоту от стороны Варны 4 шебеки под алжирскими флагами и 12 индриотских лодок с косыми парусами, похожие на вид кирлангичей, и заметно ошибкою почитали они наш флот своим, но, осмотрясь, побежали к стороне Константинополя, и всеми нашими крейсерскими судами под препровождением Макроплии Св. Марка весь день чинена за оными погоня; а как они были далеки еще на ветре, потому рассыпавшись в разные стороны успели уйти, некоторые к стороне Константинополя, а другая к Варне. По уведомлению ж от пленных узнал я, что кроме оных в Варне находится флотилия в немалом числе судов, под командою алжирского начальника, потому, не мало не мешкав, с флотом и отправился к Варне, дабы все оные суда заставь там истребить, а оттоль пойду к стороне Константинополя искать флот и судов неприятельских. Во время бывшего июля 31 дня сражения все командующие судов, и разные чины флота черноморского служители находящиеся во оном, с крайним рвением и беспримерной храбростию и мужеством выполняли долг свой, а паче отличились начальники эскадр: авангардии генерал-майор флота капитан Голенкин, арьергардии бригадир флота капитан Пустошкин, которые по учиненным от меня сигналам, устроя части им вверенные, первые спустились на ближнюю дистанцию к неприятелю, и, подавая пример прочим, производили бой, беспрестанно теснили неприятеля, с таким отличным искусством, рвением, мужеством и храбростию, что на бывших против их кораблях тотчас заметны были повреждения, и неприятель бежал и укрывался от поражения; равно и командующие кораблей, следуя примеру начальствующих, отличились таковым же успешным по долгу своему исполнением производимого действия рвением, мужеством и храбростию: флота капитаны 1 ранга: Св. Павла Шапилов, Рождества Христова Ельчанинов, Св. Александра Языков, Иоанна Предтечи Баранов, Федора Стратилата Селивачев, Преображении Кумани, Св. Георгия Эльфинстон, 2-го ранга: Царь Константин Ознобишин, Св. Андрея Сарандинаки, Св. Николая генеральс-адъютант Львов, Иоанна Богослова Шишмарев, Марьи Магдалины Ишин. Командующие кораблей флота капитаны 1 ранга: Петра Апостола 3аостровский, Леонтия Обольянинов, Наварахии генеральс-адъютант Сенявин, хотя во время бою, также оказали храбрость и мужество, но спускаясь от ветра нестоль были близки к линии неприятельской, как прочие. Командующие бомбардирских судов капитаны 2 ранга Иеронима Демор и фрегата Нестора Преподобного Ларионов, во время боя находились в резерве против передовой части, и с ревностию исполняли долг свой; командующий Макроплии Св. Марка флота капитан 2 ранга Великошапкин с отдельным резервом: малым бомбардирским и крейсерскими судами, находился также при определенном ему месте, исполнял долг свой рачительно, и во время погони за судами со оными многие суда неприятельские загнаты на берег, затоплены, а некоторые сожжены, бегущего неприятеля люди во множестве ж побиты и потоплены; при чем он Великошапкин употребил отличное старание, храбрость и мужество, равно и все командиры крейсерских судов, при оном употребили ревность, храбрость и мужество. Репетичного судна Полоцк командующий флота капитан-лейтенант Белле, во время бою с отменной храбростию, искусством и расторопностию выполнял долг свой; артиллерии капитан 2 ранга Юхарин, исправляя должность цейхмейстера на корабле Рождество Христово, находился во всех деках при действии и распоряжении пушками и с отличной храбростию и искусством, ободряя людей, действовал во все время бою весьма исправно. Я за долг почитаю всем им отдать справедливость, и представляю все сие дело и оных, на милостивое уважение В. Св. Также многие подкомандующие штаб- и обер-офицеры будучи на кораблях употреблены были к важным должностям, а особо при командовании деками и отдельными частями пушек с отличным же рвением, мужеством и храбpocтию исполняли повеленное, и действия производили весьма успешно, о которых В. Св. особо представить не премину. Материалы для истории Русского флота. – СПб., 1895. Ч. XV. С. 400-404 |
||